Москва
Санкт-Петербург
Казань
Набережные Челны
Альметьевск
Нижнекамск
  Самара
Нижний Новгород
Ульяновск
Уфа
Йошкар-Ола
Чебоксары
об ассоциации
о фонде
о конкурсе "Руководитель года"
свежий номер
АРХИВ
архив конкурса
реклама в журнале
контакты
 

Бог в помощь редакции журнала. Надеюсь, что это издание будет стимулировать руководителей организаций быть впереди и приносить весомый вклад в развитие нашей республики.

Архиепископ Анастасий

_макроэкономика_микроэкономика     _здоровье и спорт     _кроме шуток     

_макроэкономика

СЕРОСТЬ БОИТЬСЯ ЯРКОСТИ КОНТРМЕР

страницы: 1 :: 2 :: 3 ::

С силовыми мерами в деятельности Республиканской межведомственной комиссии по адаптации неформального рынка труда и легализации доходов (РМВК) все как-то более или менее понятно: "активизировать", "усилить", "повысить бдительность", "следить за соблюдением закона" и так далее. А вот какие экономические рычаги, какие ресурсы в области адаптации неформального рынка труда и легализации доходов может задействовать государство в лице правительства республики и его комиссии? Какова эффективность такой меры, как создание специальной РМВК по этой проблематике?

Алевтина КУДРЯВЦЕВА, 1-й заместитель министра экономики и промышленности Республики Татарстан, директор Центра экономических и социальных исследований при Кабинете министров Республики Татарстан, член Республиканской межведомственной комиссии по адаптации неформального рынка труда и легализации доходов Алевтина КУДРЯВЦЕВА подчеркивает, что вылавливание гастарбайтеров и борьба с «конвертируемой» получкой – далеко не самоцель правительственных контрмер. Нелегалы и конверты – лишь верхушка «серого» айсберга

Как просчитать масштаб проблемы

– Общая задача такова: ежегодно уменьшать емкость "серого" рынка труда и скрытых доходов на 10%. Это определено в программе социально-экономического развития Республики Татарстан до 2010 года. Там есть такой параметр, есть он и в планах работы РМВК. Параметр весьма конкретный.

Поэтому когда начала работать комиссия, нас действительно очень беспокоили несколько проблем. И первая из них – необходимость количественной базы: комиссия работает, а как оценить эффективность ее работы?

Государство должно знать конкретику: в какой ситуации оно находится? Точно знать масштабы проблемы с тем, чтобы определить приоритетные направления дальнейших своих контрмер. Поэтому выработка методики подсчета емкости "серого рынка", а также темпов его легализации – одна из ключевых задач, стоящих перед комиссией. Но для этого должна быть отправная точка, базовая цифра, точно определяющая, в каком положении мы находимся на конкретный период.

Можно подсЧитывать количество людей, покинувших "серый" рынок труда. Есть совершенно конкретные данные по республике о количестве граждан трудоспособного возраста, не имеющих оснований не быть занятыми. И есть точные цифры о количестве людей, работающих официально. Путем простого вычитания получаем цифру в 296 тысяч человек, не оформившими официально свои трудовые отношения с работодателем. Это и есть конкретный масштаб "серого" рынка труда в республике.

"Стоимостное выражение" проблемы

– Но можно судить о динамике событий и по увеличению платежей в бюджет из этого рынка. Дуализм этих параметров нас очень беспокоил – как же все-таки считать? Ответить на этот вопрос нам должна была статистика, дать нам такую базу.

Статистика делает это путем проведения выборочных обследований по республике в целом, а также по городам, по районам. И мы должны были эту базу зафиксировать. Но в этот момент статистика поменяла свои методики счета, включив в группу "Трудоспособные граждане" и тех, кому исполнилось 16 лет, и людей пенсионного возраста. Да, 16-летние могут, скажем, подрабатывать каким-то образом в каникулы. Но ведь речь идет о школьниках, а не о реальной рабочей силе. И нас на первоначальном этапе деятельности по легализации такого масштабного явления, как "серый рынок” труда, не слишком интересовали старушки, торгующие возле гастрономов продуктами с собственных огородов. Равно как и мальчишки, приторговывающие сигаретами возле киосков. Хотя и те, и другие формально числятся в рядах неформального рынка труда.

Нам интересен реальный потенциал занятости, точнее – формальной незанятости. Это – 18-летний возраст, когда, закончив школу, человек должен начать постоянно работать. Это основной и реальный приток рабочей силы государства. Но добавившиеся категории спутали карты, дав цифру в 495 тысяч человек!

И тогда мы договорились со статистикой, что они нам будут показывать цифры по конкретным, нас интересующим возрастным категориям. Так что с этим вопросом мы определились.

Налоговая головоломка малого бизнеса

– Следующая проблема – сам счет. Чем больше людей в результате государственной политики, направленной на развитие малого и среднего бизнеса, переходят в эту сферу деятельности – ИЧП, малые и средние предприятия, – тем, на первый взгляд, меньшими темпами может расти фонд оплаты труда. Дело в том, что в соответствии с налоговым законодательством в среде малого и среднего бизнеса не обязательно формировать фонды оплаты труда. Если вы находитесь в рамках особого режима налогообложения (так называемые "вмененка", "упрощенка"), то вы платите налог таким образом, что он поступает в бюджет, не формируясь в качестве дохода физических лиц (в отличие от крупных предприятий, где фонды оплаты труда формируются). То есть хоть и в соответствии с законом, но "на бумаге" у вас нет ни заработной платы, ни НДФЛ (налог на доходы физических лиц - прим.ред.). Деньги от вас в бюджет поступают, но их экономическая категория другая. Это означает, что объективно и конкретно оценить: увеличилась ли зарплата по региону в целом или нет – очень сложно.

Следующая >>>

  • РАБОТОДАТЕЛИ ВСЕХ СФЕР, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!
    Фуад Раимов, генеральный директор Ассоциации предприятий и предпринимателей Республики Татарстан, считает усиление оппонентов АПП Республики Татарстан парадоксально выгодным как для его организации, так и для экономики в целом.
  • АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
    АПП РТ 15 лет решает задачи поддержки и развития промышленного производства, социальные проблемы трудовых коллективов предприятий. На сегодня Ассоциация объединяет более 200 предприятий...
  • ВОПРОСЫ, ПОСТАВЛЕННЫЕ АПП В ДИАЛОГЕ С ВЛАСТЬЮ
    Тарифы, выкуп земли, кадры, инновации
  • ЭЛЕМЕНТЫ ТРУДОВЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ РАЗЛИЧНЫЙХ СТРАН
    Кто в мире как, сколько и за сколько работает, отдыхает и бывает уволен
  • КОНКУРС ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ
    Игорь Рассман констатирует, что общественный конкурс "Руководитель года" пишет летопись лучших промышленников и предпринимателей капиталистической современности Республики Татарстан
  • УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН О РЕСПУБЛИКАНСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНКУРСЕ "РУКОВОДИТЕЛЬ ГОДА"
  • СКРЫТЫЕ УГРОЗЫ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
    Правительства многих стран полагают, что "серый рынок" помогает создавать рабочие места и снимать социальную напряженность. Экономисты и политологи уверены, что он исчезнет сам по себе. Оба мнения на поверку оказываются ошибочными

  • Желаю успешной работы коллективу журнала "РуководительXXI"

    Рамиль хазрат Юнусов (Кул-Шариф)

     

    Руководитель XXI © 2005-2007

    разработка: интернет-агентство