Москва
Санкт-Петербург
Казань
Набережные Челны
Альметьевск
Нижнекамск
  Самара
Нижний Новгород
Ульяновск
Уфа
Йошкар-Ола
Чебоксары
об ассоциации
о фонде
о конкурсе "Руководитель года"
свежий номер
АРХИВ
архив конкурса
реклама в журнале
контакты
 

Бог в помощь редакции журнала. Надеюсь, что это издание будет стимулировать руководителей организаций быть впереди и приносить весомый вклад в развитие нашей республики.

Архиепископ Анастасий

_власть_оплата труда     _микроэкономика     _духовность и культура     _спорт     _здоровье     

_власть

Рустам Минниханов: "Татарстан твердо встал на путь инновационного развития экономики"

Пилотный выпуск журнала "Руководитель_ХХI" открывался приветствием и напутствием премьер-министра Рустама Минниханова. Поэтому вполне логично, что первое большое и обстоятельное интервью для нашего первого штатного номера было сделано именно с ним. Благо и поводов для разговора более чем достаточно: преодолев рубеж тысячелетия, республика вступила в новую фазу экономического развития. А это означает новые перспективы и новые стратегии достижения приоритетных целей.

 

Рустам Нургалиевич, бесспорно, главным событием 2005 года стало празднование 1000-летия Казани. Каким вам видится это событие сейчас, по прошествии полугода?

Я согласен с вами это действительно было главным событием 2005 года, причем событием не только республиканского, но и общероссийского, и мирового масштаба. Мы все долго к немуготовились. На протяжении пяти лет столица республики активно строилась, реконструировалась, обновлялась. Были отреставрированы здания, имеющие большое культурно историческое значение. Ликвидированы трущобы и возведены благоустроенные жилые дома.

Думаю, что невозможно перечислить все те строительные объекты, завершение которых было приурочено к торжествам. Всего к празднованию юбилея столицы было построено и реконструировано более 70 значимых для города и республики объектов, из которых 50 - в 2005 году.

Назову лишь некоторые из них: мечеть “Кул-Шариф”, Благовещенский собор, комплекс зданий Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, международный конно-спортивный комплекс, многофункциональный ледовый дворец спорта “Казань-1000”, мост “Миллениум”, первая линия Казанского метро, здание пригородного железнодорожного вокзала на станции “Казань”, бизнес-терминал международного аэропорта”Казань”.

Были инвестированы значительные средства в обновление социальной и дорожной инфраструктуры. Особо хочу подчеркнуть, что в этой работе самое активное участие приняло бизнес-сообщество республики. Практически все предприятия и организации Татарстана оказывали нам самое широкое содействие в строительстве объектов, в подготовке встречи гостей столицы. Никто не остался в стороне.

Пользуясь тем, что ваш журнал будут читать руководители татарстанских компаний, хочу еще раз поблагодарить всех тех, кто помогал нам в подготовке к празднованию 1000-летия Казани.

Какие еще события прошлого года вы могли бы выделить как наиболее значительные?

На мой взгляд, еще одно из важнейших событий произошло в самом конце 2005 года, когда Законом Республики Татарстан была утверждена Программа социально-экономического развития на 2006-2010 годы. Убежден, что она окажет самое серьезное влияние на социально-экономическое развитие республики.

В настоящее время завершена реализация Программы социально-экономического развития республики на период до 2006 года. Ее итоги можно оценить как очень позитивные, ведь республике за время ее реализации удалось увеличить объем валового регионального продукта в 2,5 раза. Если в 2000 году объем ВРП республики составил 202 млрд. рублей, то в 2005 году должен достигнуть, по предварительной оценке, 510 млрд. рублей.

Еще одним важным итогом уходящего года стала дальнейшая активизация в республике инновационной деятельности. Уже второй год реализуется Республиканская программа развития инновационной деятельности на 2004-2010 годы. К настоящему моменту в Татарстане уже создана и функционирует базовая сеть инновационных технопарков и индустриальных площадок.

Успешно работают инновационные фирмы в рамках технопарка “Идея”, Камского индустриального парка “Мастер”, созданного на базе “КамАЗа”, технопарка “Идея-Юго-Восток”, созданного на базе структурных подразделений “Татнефти”. В Нижнекамском промышленном округе на базе крупнейшего предприятия “Нижнекамскнефтехим” работает Центр трансфера и экспорта инновационных технологий.

Как вы оцениваете работу технопарка “Идея”? Есть ли какие-то ощутимые результаты его деятельности?

Прежде всего, отмечу важную деталь – технопарк “Идея” является одним из звеньев общереспубликанской сети технопарков, индустриальных площадок, которые созданы и создаются практически при каждом крупном предприятии. Речь в перспективе идет о том, чтобы сформировать в республике целостную и насыщенную инновационную инфраструктуру, обеспечивающую весь цикл инновационного процесса – от зарождения идеи до ее воплощения в новой технологии или продукции.

Технопарк “Идея” является одной из первых “ласточек” в создании таких организаций. Его главная задача - отбор и подготовка к последующей коммерциализации научных разработок. Проекты, прошедшие бизнес-инкубатор этого технопарка, размещаются в производственных технопарках, о которых я говорил выше.

Если говорить о конкретных результатах, то за время работы технопарком “Идея” уже отобрано 250 технологий, в практической разработке находится 60 проектов, создано 30 наукоемких предприятий. Общие инвестиции в реализуемые проекты составили более 25 млн. долларов. Это очень хорошие результаты.

Совсем недавно правительством России принято решение о создании особой экономической зоны “Алабуга”. Какие льготы будут предоставлены тем предприятиям, которые будут созданы на ее территории? Какую реальную отдачу Татарстан сможет получить от этого проекта?

Создание ОЭЗ “Алабуга” придаст дополнительный импульс деятельности, связанной с реализацией инновационных проектов. Согласно законодательству, основное достоинство создаваемых ОЭЗ – введение свободного таможенного режима. То есть резидент, организующий производство на территории особой экономической зоны, имеет право на выгодный ввоз иностранного оборудования. Кроме того, такие производства обладают солидным пакетом налоговых льгот - резиденты ОЭЗ в течение первых пяти лет освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога, для них предусматривается пониженная ставка социального налога, а также ряд других льгот.

Со своей стороны республика также введет целый ряд льгот по уплате местных налогов для резидентов “Алабуги”. В частности, предусмотрено освобождение от уплаты транспортного налога, налога на имущество организаций. Уверен, что столь льготные условия привлекут сюда множество компаний и инвесторов. Так что конкуренция будет очень высокой. На это мы и рассчитываем – именно высокая конкуренция способствует активизации инновационного развития.

Конечно, речь здесь идет не о какой-то благотворительности. Мы ожидаем от ОЭЗ “Алабуга” значительную отдачу. По нашим расчетам, уже к 2010 году в нее будет вложено более 13 млрд. рублей. Это позволит создать около 4 тысяч новых рабочих мест и выйти на объемы реализации товаров и услуг свыше 39 млрд. рублей в год. А это, как вы сами понимаете, - дополнительные налоговые поступления в различные уровни бюджетов. По прогнозу, они составят свыше 4,5 млрд. рублей в год.

Но инновации невозможны без формирования специальных фондов, которые смогли бы инвестировать в проекты с высокими рисками. Очевидно, что банки крайне неохотно кредитуют подобные проекты, при этом цена кредита зачастую неподъемна для инновационных компаний. Поэтому правительством Татарстана было решено создать два фонда, которые специализируются именно на венчурном финансировании наукоемких разработок - Инвестиционно-венчурный и Залогово-страховой фонды. К их созданию привлечены банки Татарстана. Совместная работа с правительством позволяет им существенно минимизировать свои риски и снизить стоимость кредитов. Создан также Паевой инвестиционный фонд на основе долевого участия федерального и республиканского бюджетов.

Как видите, не 1000-летием единым жила республика в прошлом году. Татарстан твердо встал на путь инновационного развития экономики. Это наш стратегический выбор.

На предновогодней встрече с журналистами вы сказали, что республика должна стать самодостаточной.Насколько мы можем быть уверены, что это произойдет, если вдруг резко упадут мировые цены на нефть?

Конечно, нефть – одно из главных богатств Татарстана. Роль нефтедобычи в нашей экономике невозможно переоценить. Но в течение последних лет мы много делаем для того, чтобы снизить нашу зависимость от продажи сырой нефти. Реализацияинновационной стратегии как раз и преследует эту цель – сделать республику производителем и поставщиком на внешние рынки продукции с высокой степенью обработки.

Именно поэтому республика при участии иностранных инвесторов активно реализует проект по строительству нефтеперерабатывающих производств.

Начиная с 2008 года, практически ежегодно будут вводиться крупнейшие производства. В период до 2010 года будет завершено строительство Нового комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств в Нижнекамске по переработке высокосернистых карбонатов нефтей мощностью 7 млн. тонн в год. Кроме того, в этом городе будут реконструированы все действующие нефтеперерабаты вающие производства в целях обеспечения переработки еще 7 млн. тонн в год тяжелых карбоновых нефтей.

Кроме нефтедобывающего сектора Татарстан обладает развитым машиностроением. Впечатляющие успехи на внутреннем и внешнем рынке демонстрирует ОАО “КамАЗ”, которое не только вышло из долгого кризисного периода, но и активно закрепляется на рынках Азии. В настоящее время КамАЗ имеет три официальных зарубежных представительства – в Китае, Вьетнаме, Казахстане - и планирует расширять сеть. Активному продвижению продукции способствует создание сборочных производств во Вьетнаме, Казахстане, Иране.

Компания “Северсталь-Авто” планирует сборку в Набережных Челнах легковых и коммерческих автомобилей Fiat на базе приобретенного ею “Завода малолитражных автомобилей”. Имеются интересные проекты сборки легковых автомобилей на мощностях Елабужского автомобильного завода, тем более что создание ОЭЗ “Алабуга” позволяет выпускать автомобили зарубежных брэндов по весьма конкурентоспособной цене.

Происходят позитивные сдвиги в авиастроении. В настоящее время на КАПО запущено производство среднемагистрального пассажирского самолета Ту-214. Можно сказать, что по своим техническим параметрам этот самолет - аналог Боинга-757. Дальность полета Ту-214 достигает 7000 км, а количество посадочных мест – 210. Но, в отличие от американского самолета, стоимость Ту-214 существенно ниже. В 2006 году планируется запустить в производство первую партию самолетов Ту-334. Это ближнемагистральный пассажирский самолет, с высокой степенью надежности и малым удельным весом расхода топлива.

У нас также есть крупные проекты в агропромышленном комплексе, связи и информатизации и других отраслях экономики. Наша конечная цель - стать поставщиком на рынки интеллектуальной продукции новых технологий и разработок собственного производства. Республика обладает громадными интеллектуальными ресурсами и их необходимо эффективно использовать.

Мы всерьез озабочены и подготовкой менеджеров нового типа. Наверное, вы уже слышали об инициативе Президента РТ Минтимера Шариповича Шаймиева о создании в республике системы зарубежных стажировок для наших наиболее талантливых молодых специалистов, студентов, преподавателей. Это еще одно перспективное направление нашей работы, позволяющее решить задачу обеспечения самодостаточности республики.

 

Беседовал Евгений Аксенов.

  • Итоги Первых. 2005 год. Достижения политической элиты Татарстана

  • Желаю успешной работы коллективу журнала "РуководительXXI"

    Рамиль хазрат Юнусов (Кул-Шариф)

     

    Руководитель XXI © 2005-2007

    разработка: интернет-агентство