Москва
Санкт-Петербург
Казань
Набережные Челны
Альметьевск
Нижнекамск
  Самара
Нижний Новгород
Ульяновск
Уфа
Йошкар-Ола
Чебоксары
об ассоциации
о фонде
о конкурсе "Руководитель года"
свежий номер
АРХИВ
архив конкурса
реклама в журнале
контакты
 

Бог в помощь редакции журнала. Надеюсь, что это издание будет стимулировать руководителей организаций быть впереди и приносить весомый вклад в развитие нашей республики.

Архиепископ Анастасий

_власть     _оплата труда_микроэкономика     _духовность и культура     _спорт     _здоровье     

_оплата труда

Зарплата достойная статуса республики

Наверное, сегодня самым употребляемым в лексиконе политиков и руководителей стало слово "конкурентоспособность". Применительно к государству оно означает эффективность, измеряемую темпами роста ВВП и сокращением бедности. На это и нацелены реформы, инициированные властью. Экономическое развитие Татарстана за прошедший год укрепило его положение в группе наиболее развитых регионов страны. Положительная динамика в экономике повлияла на выполнение задач социальной политики. Но приходится констатировать: достигнутые результаты весьма скромны. О сегодняшнем положении дел мы беседуем с председателем Федерации профсоюзов РТ Татьяной Водопьяновой.

Татьяна Павловна, Татарстан - традиционно в числе успешно развивающихся как в экономическом, так и в социальном плане российских регионов…

Сегодня в экономике сохраняются позитивные тенденции, связанные со стабилизацией ряда отраслей промышленности, ростом производства, значительным погашением задолженности по зарплате и повышением уровня оплаты труда. Но при этом практически каждый шестой житель республики находится за чертой бедности, а разница в доходах самых богатых и самых бедных в третьем квартале 2005 года превысила 17 раз! Сохраняются существенные различия в зарплате по отраслям, предприятиям, районам. Рост зарплаты более чем на 25% не обеспечил роста ее покупательной способности. Несмотря на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, более двух третей их тарифных ставок по-прежнему ниже прожиточного минимума (ПМ) трудоспособного населения. Но даже с учетом вторичной занятости, зарплата бюджетников отстает от средней по РТ более чем на 35%. Также по данным Татарстанстата (на сентябрь 2005 г.), зарплату ниже 5 тысяч рублей имели 52% занятых в текстильном и швейном производстве, 40% - в деревообработке, производстве изделий из дерева, целлюлозно-бумажном производстве, 37% - в производстве машин и оборудования, электронного и оптического оборудования. Рост зарплаты сдерживает низкий государственный минимальный стандарт: МРОТ составляет 29% от прожиточного минимума.

Профсоюзами подготовлен проект закона «О минимальном размере оплаты труда в РТ», где предлагается с 1 января 2007 года установить МРОТ в размере 60% ПМ трудоспособного населения, с его поэтапным повышением до величины ПМ. Республиканские объединения работодателей поддержали проект, но Минфин и Минэкономпром, ссылаясь на отсутствие средств в бюджете, дали отрицательные заключения. Сейчас мы продолжаем работу над новой редакцией проекта закона.

По идее, правительство должно быть заинтересовано в повышении зарплаты?

Конечно. Работник должен получать за свой труд такое вознаграждение, которое бы позволяло ему и его семье достойно жить, иметь доступ к качественному образованию и здравоохранению и не быть «обузой» для государства и общества. Но уровень зарплаты зависит от многих факторов, и целый блок проблем выходит на федеральный уровень. Значительно ухудшает финансовое положение предприятий введенный в начале этого года земельный налог, который достигает сотен миллионов рублей. По этому и другим вопросам ФПРТ, профсоюзы работников оборонно-промышленного комплекса пытались наладить переговорный процесс с Правительством РФ. Но даже Решение по выработке конкретныхмер стабилизации финансово-экономического состояния организаций оборонно-промышленного комплекса, сохранению и развитию его кадрового потенциала, налогообложению, принятое на состоявшемся в сентябре прошлого года совещании у вице-премьера Александра Жукова, не реализуется. Профсоюзы непременно будут «добивать» это вопрос на РТК.

Вопрос оплаты труда неминуемо тянет за собой тему занятости и безработицы…

С 2005 года Закон РФ «О занятости населения» исключил возможность финансирования мероприятий по содействию занятости населения из бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Это не позволяет оперативно влиять на изменение ситуации на рынке труда. Так, в Программе содействия занятости финансирование активных форм в 2005 году сократилось по сравнению с 2001 годом более чем в 3 раза. В том числе, на профобучение – в 4,5 раза. Мы не раз предлагали Правительству РТ разработать механизм преференций предприятиям, сохраняющим и создающим новые рабочие места, оказывающим финансовую и материальную поддержку учебным заведениям начального и среднего профобразования. Необходимо вернуться к страхованию занятости. Ныне проводимая политика оказалась пассивной: около 70% бюджетных средств уходит на выплату пособий по безработице, вместо того, чтобы стимулировать создание новых рабочих мест, переквалификацию, поиск работы.

Деятельность Федерации профсоюзов Татарстана всегда была направлена на укрепление социального партнерства. Судя по выступлению президента Татарстана на праздновании профсоюзного юбилея осенью прошлого года, он это высоко ценит?

Я рада, что со стороны президента и правительства мы встречаем понимание в этом вопросе. Накоплен определенный опыт взаимодействия с Правительством по подготовке нормативных правовых актов, соглашений, а также по реализации социально-экономической политики. Сегодня социально-трудовые отношения регулируются обязательствами сторон Республиканского соглашения, 25 отраслевыми, 169 отраслевыми территориальными и 35 территориальными соглашениями. Заключено 6762 коллективных договоров, 85% из которых инициировано профсоюзами. Колдоговорами охвачено более 90% работающих на крупных и средних предприятиях, имеющих профсоюзные организации. Возросла роль Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На уровне муниципальных образований работают двух- и трехсторонние комиссии. Значительно изменилась концепция Республиканского соглашения, шире стал диапазон рассматриваемых проблем. Немало сделано в развитии социального партнерства, но пока остро стоит вопрос регулирования социально-трудовых отношений на предприятиях малого и среднего бизнеса. Требует организационного укрепления территориальный уровень социального партнерства. Каждый второй колдоговор не зарегистрирован, а значит, не прошел экспертизу на соответствие правовым нормам. Надо расширить рамки действующей системы социального партнерства на предприятиях всех форм собственности. Это позволит полнее обеспечить защищенность работников, в том числе, содействовать решению проблемы «серого» рынка труда.

Проблемным остается вопрос создания отраслевых и территориальных объединений работодателей, которые отсутствуют на всех уровнях, кроме республиканского. У нас много крупных российских и зарубежных предприятий, и их коллективы лишены права на участие в коллективно-договорном регулировании трудовых отношений. Но примеры вхождения таких фирм в систему социального партнерства в России уже есть, хотя здесь не обойтись без участия Правительства, использования его административного ресурса.

Каково участие профсоюзов в реализации республиканской программы социальной ипотеки?

Условия получения жилья, его доступность являются предметом обсуждения при проведении колдоговорных кампаний, на пленумах, президиумах, конференциях выборных профсоюзных органов. Ход реализации Закона РТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в РТ» (программа социальной ипотеки) рассматривался на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 30 января 2006 г. Было отмечено, что опыт использования нормативных положений по социальной ипотеке обозначил ряд вопросов, требующих решения.

Так, предлагаемый Государственным жилищным фондом "Договор социальной ипотеки» (договор на право участия в выборе будущей квартиры) имеет преимущественно коммерческий подход на основе анализа "коммерческого рейтинга" предполагаемого владельца квартиры. Использование коммерческого, а не социального принципа распределения жилья в целом противоречит социальной политике крупных предприятий РТ. Система реализации жилья Государственным жилищным фондом не учитывает сроков пребывания участника ипотеки в очереди на жилье. Считаем, что объективное и социально верное распределение жилья возможно только в организации, участвующей в финансировании социальнойипотеки, по месту работы заявителя.

В целях совершенствования законодательной и нормативной базы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, придания ипотеке большей социальной направленности, увеличения прав предприятий-участников ипотеки, мы подготовили письмо в адрес премьер-министра РТ Рустама Минниханова.

Беседовал Игорь Печерский

  • Александр Таркаев: "У нас есть три года"
    Председатель административного совета Торгово-промышленной палаты РТ, член РМВК по адаптации неформального рынка труда и легализации доходов считает, что самыми резуль тативными для РМВК будут пер вые три года работы. После этого останется только поддерживать ситуа цию на достигну том уровне.
  • Кредитный бум - это палка о двух концах
    В последнее время серьезные аналитики, в том числе близкие к правительству Татарстана, все чаще говорят о кредитном буме, который заставляет наемных работников, занятых на «сером» рынке труда, давить на своих работодателей снизу. Поскольку заемщик, чтобы получить кредит, должен показать банкиру «белый», а не «серый» доход. По мнению начальника отдела экономической безопасности одного из крупнейших банков республики Дмитрия Каткова, это не совсем так.

  • Желаю успешной работы коллективу журнала "РуководительXXI"

    Рамиль хазрат Юнусов (Кул-Шариф)

     

    Руководитель XXI © 2005-2007

    разработка: интернет-агентство