Москва
Санкт-Петербург
Казань
Набережные Челны
Альметьевск
Нижнекамск
  Самара
Нижний Новгород
Ульяновск
Уфа
Йошкар-Ола
Чебоксары
об ассоциации
о фонде
о конкурсе "Руководитель года"
свежий номер
АРХИВ
архив конкурса
реклама в журнале
контакты
 

Бог в помощь редакции журнала. Надеюсь, что это издание будет стимулировать руководителей организаций быть впереди и приносить весомый вклад в развитие нашей республики.

Архиепископ Анастасий

_власть     _оплата труда     _микроэкономика     _духовность и культура_спорт     _здоровье     

_духовность и культура

Владимир Чигишев: "Театр строится на любви"

страницы: 1 :: 2 ::

К этому театру приковано внимание казанских поклонников Мельпомены. Театральная жизнь в миллионном городе не особо балует любителей драматического искусства: ни громких экспериментов, ни студий, ни ярких антреприз – сплошные танцы с маскарадом. На общем фоне Казанский ТЮЗ всегда выгодно выделялся. Обходясь без пафоса «старших братьев», он отличался свежими режиссерскими идеями и запоминающейся актерской игрой. А уж если говорить конкретно о русскоязычных театрах Казани, то ТЮЗ пожалуй единственный театр, куда в последние десять лет ходят ”на артистов”.

За этот отрезок времени Казанский ТЮЗ приобрел и еще одну особенность – он, с некоторой цикличностью, словно мифический Феникс, умирает и возрождается вновь. Год назад уход главного режиссера Георгия Цхвивравы – человека вытащившего труппу из забвения, своими неординарными и запоминающимися работами вновь поднявшего ее до цейтлиновских высот (повышенный зрительский интерес, номинация на «Золотую Маску»), был воспринят болезненно всеми. И вот у театра новый художественный руководитель, прибывший в Казань из южного и темпераментного Ростова-на-Дону. Он уже успел удивить и шокировать детей и их родителей новогодним социально-сказочным постмодернизмом «Дикий» по «Гадкому Утенку». Теперь эти же эмоции хотят испытать и посетители вечерних представлений, которые с тайной надеждой ждут от этого человека очередного взлета любимого театра.

Владимир Борисович, когда приходишь на место, где до тебя работал яркий и талантливый человек, то первое время невольно пытаешься доказать себе, коллективу, поклонникам, что ты лучше, что можешь перепрыгнуть планку, заданную предшественником…

– Нет, я совсем не думаю об этом. Работаю и живу по принципу, описанному в «Художнике» Пастернака: «С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой». У Казанского ТЮЗа была замечательная пора в его истории – это то, что было до пожара. «Буря» Цейтлина – спектакль настолько прекрасный, что соперничать с ним не имеет никакого смысла. Надо ставить свое, причем такие работы, которые будут привлекать публику. Надеюсь, что в Казани это получится. Потому что Ростов-на-Дону – город не театральный. Южные города и театр, на мой взгляд, вещи несовместимые. В силу климата, который отражается на характерах людей, на менталитете. Я сам сибиряк, и первое время, например, никак не мог понять, почему там, прежде чем начать драться, долго кричат и размахивают руками. У нас сразу бьют. Мне кажется, жителей средней полосы, татар и русских – я понимаю. И очень надеюсь, что публика будет ходить к нам.

Каковы ваши впечатления от премьеры? Приняли ли «Дикого» казанцы?

Вполне адекватно приняли. Я для себя понял, что зритель мне здесь нравится гораздо больше, чем в Ростове. Внимательно смотрят, слушают. Конечно, есть свои издержки. Родители почему-то считают, что двухлетнего ребеночка в Новый год обязательно нужно сводить в театр. А для него даже пятнадцать минут сидения в кресле – пытка. Он не понимает, где находится, что происходит на сцене, плачет, хочет уйти. Приятно, что те, для кого спектакль предназначался – одиннадцатилетние дети, были внимательны и живо реагировали на действие.

Вы следите за реакцией публики?

Конечно! Сажусь в серединку зала и украдкой наблюдаю за зрителем. Реакция детей – самый лучший показатель. Вот, например, две девочки-третьеклассницы сидели на премьере. Занавес едва открылся, как они сразу же обменялись восторженными репликами: «Ой, это балет! Мне очень нравится». А на сцене люди в черном, фон тоже черный ! И ничего больше нет. Отчаянье мамашек можно понять: они в каникулы повелидетишек в театр, им хотелось узоров каких-нибудь, чего-нибудь цветастенького.

Начиная с эпохи Перестройки, ТЮЗы стали больше театрами для взрослых, чем театрами для детей и подростков. Вам не страшно было дебютировать в Казани именно с детской постановкой?

Владимир Борисович Чигишев, заслуженный деятель искусств России. Свою творческую карьеру начинал в Горьковском ТЮЗе. Более двадцати лет (с 1985 года) возглавлял Ростовский ТЮЗ, позже переименованный в Молодежный театр на Свободе. Благодаря Чигишеву никому не известный провинциальный театр стал одним из самых заметных культурных явлений юга России. Поставленная им в 1989 году рок-драма «Собаки» принесла труппе международную известность, широкий резонанс вызвала экспериментальная постановка «Гамлета», а его «Три сестры» были номинированы на «Золотую маску». В годы художественного руководства Чигишева Ростовский ТЮЗ много гастролировал за рубежом, причем даже в таких далеких и экзотических странах как Мексика, а сам Владимир Борисович ставил спектакли в Корее. При этом его труппа выдавала в год по четыре премьеры.

Одним из важных начинаний режиссера стал молодежный театральный фестиваль «Манифест», благодаря которому ростовчане смогли познакомиться с драматическим искусством Европы. Чигишев, единственный из провинциальных театральных деятелей, сумел добиться того, чтобы площадкой для очередного Всемирного Конгресса Международной Ассоциации театров для детей и молодежи (АССИТЕЖ) стал не московский театр, как это было традиционно, а Ростовский ТЮЗ.

Такова была производственная необходимость, театр нуждался в новогодней сказке. Страдай я клинической неуверенностью в себе, то наверняка бы подумал: «Пусть сказку ставит другой, а я уж шарахну!». На самом деле в моем поступке есть даже некий пафос. Сегодня мало кто делает хорошие спектакли для детей. Каждый работает по принципу, что раз я художник с большой буквы, то для вечерних спектаклей поставлю шедевр, а для утренних – что-нибудь и как-нибудь. Такого быть не должно. Дети, конечно, примут все, не отбирая, но отбор должен делать сам режиссер.

Есть еще один забавный момент: стереотипы педагогов. Которые точно знают, как нужно делать, но имеют восприятие на уровне самодеятельности. Я в Ростове в свое время поставил «Муху-Цокотуху». Они посмотрели и возмутились, говорят где переднички, веселье? «Что вы хотите, - отвечаю я, - Тараканище и Муха-Цокотуха – это же паразиты, они на помойках живут». У нас спектакль был такой социально направленный. На «Диком» мамаши тоже говорили: «Это не для детей, они не поймут». А в это время их же дети смотрели не отрываясь, вставали на своих местах, чтобы лучше видеть.

А что следует ожидать взрослым?

Я очень надеюсь, что в Казани есть театральная публика. В любом городе это довольно узкий слой населения. Где-то пошире, где-то поуже. Но это именно те настоящие театралы, что с нетерпением ждут каждой премьеры и отслеживают все события театральной жизни. Конечно, я сюда пришел не для того, чтобы только школьников обслуживать. Мой второй спектакль будет по-настоящему взрослым. Даже «Детям до шестнадцати...». Не потому, что там предполагается какая-то эротика, ее достаточно на телевидении с утра до вечера показывают, дети все это видели-перевидели и спокойно ко всему относятся. Нет, просто будет разговор о взрослых проблемах, пьеса современного автора Алексея Казанцева про поколение бывших советских инженеров, которых жизнь заставила стать новыми русскими. Действие происходит в постперестроечную эпоху. Тогда многие бросились заниматься бизнесом, но не у многих это получилось. Начинается все как комедия, а в итоге герои после смерти предстают перед Всевышним… Знаете, когда живешь в каком-то определенном отрезке истории, то не можешь дать ему объективную оценку. И лишь спустя некоторое время, находясь в стороне, делаешь выводы. Как ни странно, с тех времен в нашей жизни мало что изменилось.

Следующая >>>

  • Свеча, зажженная любовью
    Раифский монастырь возродился совсем недавно. Но сегодня мало какой житель Татарстана не знает о существовании этой обители. Да что Татарстана – со всей России и из других земель едут сюда, чтобы услышать доброе слово, зарядиться положительной энергией, отдохнуть душой. Среди многочисленных посетителей - высокие государственные лица, прославленные деятели культуры, эстрадные звезды
  • Творческий подход к серьезному делу
    В образовательной политике России негосударственная школа остается в тени, но ее достижения очевидны. Самарское негосударственное общеобразовательное учреждение – школа «Творчество» стремительно развивается, на ее базе создан педагогический коллектив, способный решать сложные задачи, постоянно повышать свой профессиональный уровень. И это при полном отсутствии поддержки государства

  • Желаю успешной работы коллективу журнала "РуководительXXI"

    Рамиль хазрат Юнусов (Кул-Шариф)

     

    Руководитель XXI © 2005-2007

    разработка: интернет-агентство