Москва
Санкт-Петербург
Казань
Набережные Челны
Альметьевск
Нижнекамск
  Самара
Нижний Новгород
Ульяновск
Уфа
Йошкар-Ола
Чебоксары
об ассоциации
о фонде
о конкурсе "Руководитель года"
свежий номер
АРХИВ
архив конкурса
реклама в журнале
контакты
 

Бог в помощь редакции журнала. Надеюсь, что это издание будет стимулировать руководителей организаций быть впереди и приносить весомый вклад в развитие нашей республики.

Архиепископ Анастасий

_политика_персона     _IT     _макроэкономика     _микроэкономика     _социум     _духовность     _история     

_политика

"Электронное правительство" послужит импульсом для развития правительства реального"

Работа над проектом «Электронное правительство Татарстана» активно ведется уже на протяжении двух лет. 1 января 2006 года в правительстве РТ запущена промышленная эксплуатация электронного документооборота – создано единовременное информационное окружение.
Кроме того, готова первая очередь информационно-аналитической системы органов государственной власти. 13 марта состоялось заседание правительства РТ, на котором Премьер-министр Рустам Минниханов подчеркнул важность работы над этим проектом. «Это значит, что первоначальный этап – самый сложный, тот, что скрыт от посторонних глаз, завершен», – прокомментировал слова главы правительства Александр Юртаев.

В Татарстане, пожалуй, не осталось людей, которые ничего не слышали об электронном правительстве. В последние годы началось интенсивное внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти. В 2005 году в заголовках республиканских СМИ все чаще стала мелькать формулировка «Электронное Правительство Татарстана», появились сообщения о первых шагах, предпринимаемых в этом направлении, родились или получили «вторую жизнь» сайты и онлайновые информационные системы органов государственной власти.

О внедрении современных информационных и коммуникационных технологий в деятельность министерств и ведомств, об «Электронном Правительстве» рассказывает Александр Юртаев, начальник информационно-аналитического отдела Кабинета министров РТ, главный конструктор «Электронного Правительства Республики Татарстан»:
– Данный проект – это организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, а также информирования граждан о работе государственных органов и предоставлении услуг всеми ветвями власти электронными средствами всем категориям граждан. Важно подчеркнуть, что содержание понятия «Электронное правительство» отнюдь не сводится к тому, чтобы снабдить органы государственного управления компьютерами, новейшими видами коммуникаций, программным обеспечением. Создание системы «Электронного Правительства» – это метод трансформации взаимодействия власти и граждан, что связано не столько с перемещением государственных услуг в онлайновый режим, сколько с перестройкой государственных управленческих процессов. Отсюда и поставленные перед «Электронным Правительством» задачи: повысить эффективность деятельности органов госуправления, развить и расширить их информационную открытость и, наконец, в идеале – создать государство, ориентированное на прямую работу с народом.
– В своей монографии «Электронное Правительство: концептуальные подходы к построению» вы подчеркиваете, опираясь на опыт России и зарубежных стран, что основные задачи электронного правительства одинаковы для любого государства. И все же Татарстан – это конкретный регион со своей спецификой госуправления, социального развития, экономических отношений. Из чего, в конечном счете, сложилось понимание именно регионального электронного правительства?
– На мой взгляд, электронное правительство – один из наиболее универсальных инструментов, и региональный уровень в этом смысле практически не отличается от уровня федерального или глобального. Сам принцип электронного правительства никак не соотносится с масштабом государства, и в этом его большое преимущество. В эпоху высоких технологий земной шар – как футбольный мяч: куда бы вы ни ткнули, вы всегда попадаете в центр. Вы можете всегда получить информацию или услугу вне зависимости от того, где находитесь, и в этом глубокий смысл демократического начала электронного правительства.

Сама архитектура электронного правительства – не ноу-хау. Основная работа  здесь состоит в разработке административных регламентов и стандартов. Главный элемент электронного правительства – работа, связанная с административным преобразованием, а не с развитием инфокоммуникационных технологий, как это обычно считается.
Внедрение электронного правительства в Татарстане – деятельность тотально инновационная. Мы выбираем из огромного пакета инструментов, методик, накопленных в мире, то, что кажется нам наиболее удобным, приемлемым для решения наших задач, развития системы электронного правительства непосредственно здесь, в нашей республике.
– Многие чиновники относятся к идее внедрения электронного правительства скептически, а некоторые и вовсе не принимают идеи информатизации. Как вы считаете, возможно ли изменить ситуацию?
– Любая инновационная деятельность по определению влечет за собой неизбежные сложности. Первый закон инноватики гласит: если в результате нововведений в госструктуре, на предприятии, в обществе нет недовольных, значит – инновации нет. Социальным последствием любого нововведения является то или иное перераспределение власти, влияния: если у кого-то что-то отбирается – кто-то что-то получает. Поэтому сопротивление нововведениям – естественный процесс, и он может носить не только деструктивный, но и конструктивный характер. Кроме того, не стоит забывать и о здоровом консерватизме: если постоянно будут действовать новаторы и все везде перестраивать, то хорошего будет мало. Любой организм, в том числе и социальный, имеет не только ресурс изменения, но и ресурс сохранения. Реакция сопротивления – это некий экзамен, который должен выдержать новатор, доказывая, что его идея полезна и эффективна.
– «Электронное Правительство» – это, по сути, целое государство в Сети, беспрецедентный по объемам проект. Сколько людей, специалисты каких профессий над ним работают?
– «Электронное Правительство» – это не просто монтаж проводов и установка «железа». Здесь для успеха нужно задействовать абсолютно весь административный аппарат. Одним словом, если «Электронное правительство» – это онлайн-государство, то и в его создании принимает участие все государство. Онлайновая и оффлайновая жизнь – это две половины единого целого: нельзя первую сделать лучше, чем вторая. Онлайновая жизнь, как зеркало: показывает то, что есть. А потому «Электронное правительство» послужит импульсом для развития правительства реального, взаимодействия госслужащих, ведомств, министерств, граждан. Естественно, налаживание взаимосвязей будет происходить не кавалерийским наскоком; кроме того, стоит учитывать, что система имеет большой потенциал для расширения. Попробовал гражданин оплатить одну справку через интернет – и ему уже хочется оплатить, не выходя из дома, и другую. Больше всего «Электронного правительства» будет не хватать там, где его, условно говоря, окажется много.

  • На саммите чувствовался дух Татарстана
    На несколько летних дней 2006 года Санкт-Петербург, без преувеличения, превратился в самую настоящую столицу мира. Россия впервые председательствовала на авторитетном и престижном международном форуме. По оценкам мировых лидеров, саммит прошел на высочайшем организационном и содержательном уровне
  • Сабантуй 2006 на берегах Невы
    Традиционное народное гулянье Сабантуй ежегодно проходит на берегах Невы в последнее воскресенье июня. Праздник уже давно стал событием, объединяющим людей всех возрастов и профессий, наций и вероисповеданий
  • Рожденные КВН
    До недавних пор считалось, что кузницей управленческих кадров в Татарстане является Казанская государственная сельскохозяйственная академия. По крайней мере, многие из сегодняшних руководителей республики вышли именно из ее стен

  • Желаю успешной работы коллективу журнала "РуководительXXI"

    Рамиль хазрат Юнусов (Кул-Шариф)

     

    Руководитель XXI © 2005-2007

    разработка: интернет-агентство