Москва
Санкт-Петербург
Казань
Набережные Челны
Альметьевск
Нижнекамск
  Самара
Нижний Новгород
Ульяновск
Уфа
Йошкар-Ола
Чебоксары
об ассоциации
о фонде
о конкурсе "Руководитель года"
свежий номер
АРХИВ
архив конкурса
реклама в журнале
контакты
 

Бог в помощь редакции журнала. Надеюсь, что это издание будет стимулировать руководителей организаций быть впереди и приносить весомый вклад в развитие нашей республики.

Архиепископ Анастасий

_политика     _персона     _IT     _макроэкономика     _микроэкономика     _социум_духовность     _история     

_социум

Ирек Фаттахов: Право на приватизацию определено законом

Фаттахов Ирек Тальгатович
Родился 14 сентября 1975 года в Буинске. В 1997 году закончил юридический факультет КГУ.
В 1996-1997 гг. – ведущий специалист, и.о. начальника юридического управления Госкомитета РТ по приватизации.
В 1997-1998 гг. – главный специалист, начальник юридического отдела Управления жилищной политики администрации города Казани.
В 1998-2001 гг. – начальник юридического отдела Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Казани.
В 2001-2005 гг. – начальник юридического отдела Управления жилищной политики администрации города Казани.
С 2005 года назначен директором МУП «Агентство по приватизации жилой площади города Казани».
В прошлом году стал победителем конкурса «Лучший муниципальный служащий города Казани» в номинации «Правовое обеспечение и безопасность».
Награжден медалью «В память 1000-летия Казани».

– Ирек Тальгатович, руководящая должность накладывает большие обязательства. В чем состоит специфика работы в Агентстве по приватизации?

– Это постоянная работа с людьми. Когда имеешь дело с их проблемами, чувствуешь двойную ответственность, потому что порой мы оказываемся последней инстанцией, куда граждане обращаются за помощью. Мы работаем в одной из наиболее сложных сфер – жилищный вопрос никто не отменял. Агентство реализует многочисленные положения нормативных актов – это своего рода инженерная деятельность, когда в жизнь воплощается то, что было сформулировано на бумаге.Самая большая и значимая для нас награда – благодарность людей, когда удается решить их проблемы.

– В последнее время в городе можно наблюдать ажиотаж, связанный с желанием граждан приватизировать жилье. Это следствие того факта, что с 1 января 2007 года приватизация в России завершается?

– Ажиотаж, действительно, есть. Но есть один нюанс: в Государственной Думе на рассмотрении находится проект закона, который был принят в первом чтении, и в случае принятия продлит приватизацию до 2010 года.

– Сколько всего жилья приватизировано в городе?

На сегодняшний день в Казани приватизировано около 75% от всех жилых помещений.

– И как проходит этот процесс?

– В зависимости от желания граждан, зарегистрированных (прописанных) в квартире, их квартира может быть передана (а приватизация – это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде) в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Приватизация производится с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи. Данное требование распространяется также на временно отсутствующих, несовершеннолетних и ограниченно дееспособных, за которыми сохраняется право пользования жилыми помещениями.
Для приватизации квартиры необходимо обратиться в жилищно-эксплуатационный орган, управляющую компанию по месту жительства. Всю информацию можно получить там. В заявлении указывается, сколько граждан будут участвовать в приватизации. Если квартира будет оформляться в собственность одного из проживающих, второй гражданин должен написать отказ от участия в приватизации. В течение месяца с момента подачи всех необходимых документов будет подготовлен договор приватизации. После его подписания необходимо зарегистрировать право собственности на квартиру в Территориальном управлении Федеральной регистрационной службы по РТ.

– Какие документы необходимо собрать для приватизации?

– Необходимо иметь ордер на квартиру или иной документ, подтверждающий право граждан на пользование квартирой (договор найма, договор обмена и т.д.); паспорта или заменяющие их документы, свидетельства о рождении несовершеннолетних членов семьи нанимателя, а также копии указанных документов, заверяемые лицом, осуществляющим их прием; разрешение органов опеки и попечительства, копия опекунского удостоверения (если заявление оформляется от имени недееспособного), а также соответствующее разрешение, если перед приватизацией из квартиры снимались с регистрации (выписывались) несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные; выписку из домовой книги о предыдущих местах постоянного проживания, начиная с июля 1991 года (если такая информация отсутствует в паспорте), то есть с момента начала приватизации; технический паспорт занимаемого жилого помещения (квартиры), который получают в бюро технической инвентаризации соответствующего района (в случае, если квартира предоставлена гражданину по договору найма после 1991 года, справку о том, что гражданин, приватизирующий квартиру, до этого ни разу не участвовал в процессе приватизации. Граждане данную справку получают в Агентстве по приватизации жилой площади г.Казани по адресу: ул. Миславского, д.4 (если же квартира была предоставлена до 1991 года, справка не нужна); документ, подтверждающий отсутствие задолженности по квартплате и оплате коммунальных услуг на момент подачи заявления на приватизацию; квитанцию об оплате услуг по оформлению документов (на сегодняшний день стоимость услуги составляет 750 рублей);копию доверенности, заверенную нотариусом (если заявление оформляется по доверенности); заявление об отказе от участия в приватизации квартиры (в случае соответствующего волеизъявления граждан). Отказ оформляется личным заявлением на имя начальника ЖЭУ и заверяется его подписью.
Подавать все эти документы необходимо в жилищно-эксплуатационный орган (управляющую компанию).

– Сколько требуется времени для оформления новых документов?

– Для получения справки о том, что гражданин, приватизирующий квартиру, до этого ни разу не участвовал в приватизации, которую получают в Агентстве по приватизации жилой площади в городе Казани потребуется неделя; договор на приватизацию с момента подачи всех необходимых документов – месяц; регистрацию права собственности в Главном Управлении Федеральной регистрационной службы по РТ – также один месяц.

В Кабинете Министров Республики Татарстан, во главе с первым заместителем Премьер-министра Республики Татарстан Равилем Фатыховичем Муратовым создана рабочая группа с участием специалистов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Центра экономических и социальных исследований Кабинета Министров РТ, БТИ РТ, Главного управления Федеральной регистрационной службы по РТ, Нотариальной палаты РТ, гильдии риэлтеров РТ и т.д. Ей подготовлен проект универсального регламента оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан Татарстана. В соответствии с ним предполагается, что работу по сбору документов будут выполнять специальные агенты, гражданину же необходимо будет выдать своему представителю доверенность, а стоимость данной услуги предполагается сделать – 150 – 250 рублей за приватизацию одной квартиры. Агент будет выполнять все действия за граждан, включая регистрацию прав граждан в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по РТ. Предполагается максимально сократить время прохождения документов в каждой из задействованных в процессе структур.

– Многие казанцы жалуются на так называемые поборы, которые взимаются при оформлении квартир в собственность. Но приватизация – бесплатна…

– На сегодняшний день приватизация, то есть передача жилья в собственность граждан является безвозмездной. Но нужно учитывать тот факт, что для оформления документов, необходимых для приватизации жилой площади, требуются финансовые средства. В соответствии с Законом о приватизации жилищного фонда оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно только несовершеннолетние, проводится за счет собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу, то есть в остальных случаях оформление договора передачи в собственность жилых помещений производится за счет граждан, желающих приватизировать свое жилье.

– Так во сколько же желающему приватизировать квартиру может все это обойтись?

– Технический паспорт БТИ обойдется в сумму около 500-800 рублей, если же тот Регламент, о котором говорилось выше будет утвержден, то необходимости заказывать и получать технический паспорт не будет, оформление документов будет производиться по плану жилого помещения, стоимость которого существенно меньше. Справка (если она необходима) о том, что гражданин не участвовал в приватизации будет стоить 250 рублей, указанный документ необходим, если заявитель с момента принятия Закона о приватизации жилищного фонда менял место жительства. Плата за оформление документов по приватизации – 750 рублей. Государственная пошлина за регистрацию права собственности установлена в размере 500 рублей и уплачивается при подаче документов в ГУ ФРС по РТ.

– Ирек Тальгатович, что говорится о приватизации в новом Жилищном кодексе?

– Если внимательно изучить Жилищный кодекс РФ, в нем вообще не удастся найти слово «приватизация». Правовую основу приватизации жилых помещений составляют: Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»; Закон РТ «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан»; Постановление Главы администрации города Казани «О Временной инструкции о порядке оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан». Про приватизацию жилых помещений также говорится в Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым ограничены сроки приватизации жилых помещений до 1 января 2007 года, но как уже указывалось выше, скорее всего указанный срок будет продлен до 1 января 2010 года.

– Существуют ли жилые помещения, которые нельзя приватизировать или граждане, которым в приватизации могут отказать?

- Право на приватизацию определено законом. Но не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

– Немало вопросов у граждан возникает и о наследовании долей квартир. Наследуется ли доля в случае смерти одного из приватизировавших жилое помещение?

– Приобретение несколькими нанимателями жилой площади в собственность квартиры в силу Закона РФ от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» порождает право собственности на квартиру каждого из них и в случае смерти одного из собственников наследники вправе наследовать его долю. Это положение действует независимо от того, приобретена ли квартира в общую собственность или с определением долей.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних, в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Беседовал Алексей Топоров

  • Татьяна Водопьянова: Республика-донор может позволить безболезненные реформы
    Председатель Федерации профсоюзов РТ считает, что только ликвидация искусственно созданной разницы в уровнях оплаты труда позволит сегодня сохранить социальную стабильность в обществе
  • Открыты проблемам общества
    Каким видит руководителя ХХI века ректор Академии управления ТИСБИ Нэлла Прусс, чье умение с изяществом отстоять свою позицию, увлеченность своим делом и авторитет снискали ей уважение среди коллег, сотрудников и самых широких кругов общественности

  • Желаю успешной работы коллективу журнала "РуководительXXI"

    Рамиль хазрат Юнусов (Кул-Шариф)

     

    Руководитель XXI © 2005-2007

    разработка: интернет-агентство