Москва
Санкт-Петербург
Казань
Набережные Челны
Альметьевск
Нижнекамск
  Самара
Нижний Новгород
Ульяновск
Уфа
Йошкар-Ола
Чебоксары
об ассоциации
о фонде
о конкурсе "Руководитель года"
свежий номер
АРХИВ
архив конкурса
реклама в журнале
контакты
 

Бог в помощь редакции журнала. Надеюсь, что это издание будет стимулировать руководителей организаций быть впереди и приносить весомый вклад в развитие нашей республики.

Архиепископ Анастасий

_политика     _главный вопрос     _речь     _краеугольный камень_от редактора     _религия     _благотворительность     _нацпроект     _передний край     _рынок и люди     _инвесторы на селе      _авиация     _человек и его дело     _наше здоровье     _хранители точности     _передний край     _внимание конкурс     _в ногу со временем     _лидеры строек     _комфорт души и тела     _театр     _культура     _спорт     _три колодца     _а я поймал во-от такую!     _круглые даты     _из дальних странствий...     _руководящее кресло     _вояж, вояж...     

_краеугольный камень

Лидер российской экономики

Тезисы доклада первого заместителя премьер-министра РТ — министра экономики
и промышленности Бориса Павлова на итоговой коллегии министерства
 29 января 2007 года «Итоги социально–экономического развития Республики Татарстан
в 1990–2006 гг. и задачи на 2007 год»


В 2006 году рост объемов валового регионального продукта Республики Татарстан в сопоставимых ценах к уровню 1991 года составил 111,2%, индекс промышленного производства – 107,7%, объем сельскохозяйственной продукции – 123,4%, товарооборот увеличился в 2,4 раза, реальные денежные доходы населения выросли в 1,6 раза.

Выросла обеспеченность социальной инфраструктурой. Общая площадь жилья, введённого на территории республики за счет всех источников финансирования в 1991-2006 годах, составила 24 млн.кв.метров. Ежегодно в среднем вводилось более 1,5 млн.кв.метров жилья. Обеспеченность жилой площадью за этот период выросла на 5,0 кв.м при среднем росте по стране 4,6 кв.м. и достигла среднероссийского значения.

При доле трудовых ресурсов в 1,9%, которая практически не изменилась за период с 1991 года, валовой региональный продукт Республики Татарстан в 2006 году в сумме валовых региональных продуктов регионов страны составляет 2,8%, и его доля увеличилась на 0,6% по сравнению с 1991 годом. В объеме промышленной продукции Российской Федерации доля Татарстана составляет 3,8%, за тот же период  она выросла на 1,3%, в объеме сельскохозяйственной продукции – 4,7% и выросла на 2%, в объеме инвестиций в основной капитал – 3,2% с ростом на 0,5%.

Достигнутые результаты позволили по объемам ВРП, промышленного производства и инвестиций в основной капитал уверенно занимать в течение последних лет первое место среди регионов Приволжского федерального округа и пятое — в Российской Федерации. А по объему производства сельхозпродукции республика входит в первую тройку среди всех регионов страны. По оценке федеральных органов, в общем рейтинге экономического развития Татарстан занимает второе место (после Москвы) и третье место в рейтинге социального развития (после Москвы и Санкт-Петербурга).

К 2006 году более, чем на 100 тысяч человек увеличилась численность постоянного населения республики по сравнению с уровнем 1990 года, при общем снижении численности населения страны за этот же период почти на 6 млн. человек. Это означает, что в Республике Татарстан созданы комфортные условия для жизни и работы населения. И это самый важный результат за прошедший период.

В 2006 году положительные тенденции в социально-экономическом развитии Республики Татарстан были обеспечены за счет развития производительных сил, основными составляющими которых являются средства производства, природные и трудовые ресурсы. Произошел рост всех основных макроэкономических параметров. Так, объем валового регионального продукта, по оценке, составил  более 620 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 7% выше уровня 2005 года. Объем промышленной продукции  составил 596 млрд. рублей  и вырос на 7,1% по сравнению с уровнем 2005 года. Объем инвестиций в основной капитал составил 158,9 млрд. рублей. В расчете на душу населения это составляет 42,3 тыс. рублей, что выше, чем в среднем по России, на 34,3%.

В структуре продукции промышленности доля обрабатывающих производств по сравнению с 2005 годом выросла на 8,2% и составила 60,4%, при снижении доли добычи полезных ископаемых на 7% и росте производства нефтепродуктов на 5,5%. 
В 2006 году на 0,6% по сравнению с 2005 годом увеличилась прибыль крупных и средних предприятий всех отраслей экономики  и составила 94,6 млрд. рублей. Наибольшая сумма прибыли – 47,7 млрд.рублей — получена в акционерном обществе «Татнефть».
Показатель  выработки в год на одного работающего в целом по промышленности по итогам 2006 года составил 1599 тыс. рублей и вырос по сравнению с 2005 годом на 23,4%.
В рамках реализации республиканской программы энергоресурсоэффективности энергоемкость ВРП снизилась за 2006 год по первичным энергоносителям до 57,3 тонны условного топлива на 1 млн.рублей  против  59,4 тонны в 2005 году,  что соответствует плановым индикаторам программы на 2006 год.

В целом по промышленности снижение материалоемкости продукции в 2006 году по сравнению с 2005 годом составило, по расчетам, 1%. Это достигнуто в основном  снижением материалоемкости выпуска товарной продукции в бюджетообразующих отраслях: химии и нефтехимии - на 4%, в машиностроении - на 2%.

Важное место в развитии производительных сил республики будут играть новые механизмы развития бизнеса в рамках частно-государственного партнерства. Среди них особое место занимает созданная по решению Правительства Российской Федерации особая экономическая зона в Елабужском муниципальном районе, которая позволяет создать на площади 20 кв. км новые производства с объемом инвестиций не менее 10 млн. евро.  На территории зоны в 2006 году выполнен большой объём работ по созданию ее инфраструктуры в объеме 2 млрд. рублей.
В настоящее время рассматривается 30 проектов на общую сумму инвестиций 33,8 млрд. рублей, куда входит проект второго потенциального автопроизводителя – Китайской компании Great Wall Motors (Грейт Вол Моторс), которая планирует организовать производство автомобилей в количестве 50 тыс. штук в год (джипы моделей Hover и Perry). Получена и уже одобрена наблюдательным советом ОЭЗ заявка на получение статуса резидента компанией «Полиматиз». Компания планирует инвестировать 40 млн. долл. США для производства нетканого полотна из производимого на «Нижнекамскнефтехиме» полипропилена.

В предстоящий период одним из основных ресурсов развития производительных сил станет малый бизнес. В этой сфере  в 2006 году было занято 451 тыс. человек,  что составляет 25,3% от численности занятых в экономике.  Число экономически активных малых предприятий составило 27,5 тысячи. Доля этого сектора экономики в объеме ВРП  составляет  около 20%. Доля добавленной стоимости в выпуске товаров и услуг составила 66,3%, что выше, чем в целом в экономике республики (48%). Средняя заработная плата составила около 9000 рублей, что несколько выше средней заработной платы в республике.

В дальнейшем развитии производительных сил важны механизмы государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности, и их роль будет возрастать,
На сегодняшний день Республика Татарстан – единственный регион, в котором законодательно закреплено использование всех ныне действующих инструментов государственной поддержки субъектов инвестирования. По оценке Института региональной политики (Москва) и Аналитического центра «Эксперт», Татарстан занимает по наличию и эффективности использования этих инструментов первое место среди субъектов РФ.

В 2006 году в республике реализовывалось порядка 180 крупных и средних инвестиционных проектов. Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан проведена экспертиза 50 бизнес-планов инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки в форме льготного налогообложения, и с 16 предприятиями заключены договоры о реализации инвестиционных проектов, общая стоимость которых составляет более 171 млрд. рублей. Общий объем налоговых льгот, предоставляемых на срок окупаемости проектов, составит около 10,4 млрд. рублей, при этом бюджетный эффект от реализации проектов может составить более 42,6 млрд. рублей. Реализация проектов предусматривает создание более 7 тысяч новых рабочих мест.

В целях повышения инновационного потенциала республики, развития наукоемких производств и внедрения новых технологий создан закрытый паевый инвестиционный фонд «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан» с общим объемом инвестиционных средств 800 млн. рублей, сформированный за счет бюджетных средств Российской Федерации и Республики Татарстан – по 200 млн. рублей и 400 млн. рублей частных инвестиций.

За истекшие годы в республике созданы базовые нормативно-правовые условия развития инновационной деятельности. Вместе с тем назрела необходимость в разработке законов «Об инновационной деятельности» и «О технопарках». Этими законами могли бы быть отрегулированы взаимоотношения всех субъектов инновационной деятельности, порядок и условия присвоения статуса технопарка и механизмов их государственной поддержки.
Развитие производительных сил республики в разрезе муниципальных образований в 2006 году осуществлялось в условиях становления системы местного самоуправления.

Оценивая итоги социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан в 2006 году, необходимо отметить увеличение числа муниципальных образований, бюджеты которых обеспечены собственными доходами. Если в 2004 году таких районов в республике было 16, в 2005 году – 20, то в 2006 году их число возросло до 22.

При среднереспубликанском росте промышленного производства на 7,1%, наиболее высокий рост производства наблюдается в Нижнекамске – 57,5%, Елабуге – 38,1%, Набережных Челнах – 23,5%. Опережающее развитие производительных сил в этих городах связано с развитием нефтехимического и автомобилестроительного кластеров.
Снижается уровень безработицы.

Муниципальные образования имеют значительную дифференциацию по уровню социально-экономического развития. Задача по ее сокращению должна быть решена в рамках разрабатываемой в этом году программы развития и размещения производительных сил на основе кластерного развития.

Развитию инвестиционного и инновационного процесса в республике, начиная с 2006 года, способствуют четыре  национальных проекта: «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Здоровье», «Образование» и «Развитие агропромышленного комплекса». На реализацию приоритетных национальных проектов в 2006 году выделено из федерального бюджета 5,7 млрд. рублей, из бюджета Республики Татарстан – 4,8 млрд. рублей.  Основные индикаторы по всем четырем национальным проектам выполнены в полном объеме. Их реализация существенно повлияла на развитие социальной сферы.

В 2006 году развитие производительных сил позволило обеспечить выполнение запланированных показателей социально-экономического развития республики. Денежные доходы на душу населения за год увеличились на 27,5% и составили 9256,1 рубля; реальные денежные доходы населения выросли на 18,3%. Среднемесячная заработная плата работников составила 8839,1 рубля и выросла по сравнению с 2005 годом на 28,1%, темп роста реальной заработной платы в республике (118,8%), как и в предыдущем году, превысил среднероссийское значение (113,5%).

В 2006 году было введено в эксплуатацию 1778,8 тыс. кв. метров жилья, или 108,4% к уровню 2005 года. Обеспеченность жильем составила 21 кв. метров. За период реализации программы  социальной ипотеки улучшили свои жилищные условия 7420 семей. За это время в них родилось 1058 детей, полученная этими семьями сумма компенсаций составила 209 млн. рублей.
В 2006 году введено в эксплуатацию 7 детских садов, 21 школа, 8 объектов здравоохранения, 10 объектов культуры и 5 объектов физкультуры и спорта.

В условиях складывающейся демографической ситуации и дефицита профессиональных кадров более чем актуальной становится известная формула «кадры решают всё». В 2006 году в системе образования в общей сложности было подготовлено около 250 тыс. специалистов, в том числе 68 тысяч человек в системе базового начального, среднего и высшего профессионального образования. В 2007 году прогнозируется увеличение выпуска на 12%.

В связи с необходимостью создания современной системы подготовки, переподготовки  и повышения квалификации специалистов  в системе образования начаты серьезные преобразования в целях интеграции системы образования и бизнес-сообщества. Это позволит создать в республике образовательный кластер в различных областях экономики и социальной сферы. В него войдут предприятия, деятельность которых будет обеспечена необходимыми высокопрофессиональными ресурсами или, другими словами, речь идет о прямой взаимосвязи инвестиций в человеческий капитал с инвестиционной привлекательностью предприятий.

В 2007 году предстоит решить три приоритетные задаЧи, Что позволит повысить конкурентоспособность республиканской экономики, обеспеЧить развитие и размещение производительных сил на основе кластерного подхода.

- Прежде всего, министерствам и ведомствам, предприятиям и организациям республики необходимо совместно с инициаторами идей организовать системную работу по разработке и реализации прорывных инвестиционных проектов по производству конкурентоспособной продукции, при этом отдавая особый приоритет малому бизнесу. В текущем году необходимо существенно повысить эффективность взаимодействия всех центров ответственности в органах власти, центров инвестиционной и инновационной деятельности, предпринимательского сообщества в лице Ассоциации промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан, обеспечив при этом защиту интересов авторов и инициаторов проектов.

- Другой важной задачей является определение направлений развития производительных сил республики в целях обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции, обладающей платежеспособным спросом, как на российском, так и на международном рынке. Этому должно способствовать повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и маркетинговой работы товаропроизводителей республики. Развитие этого направления должно основываться на максимально полной информации о российских и зарубежных товарных рынках и включении в эту деятельность органов статистики и татарстанских торговых домов и представительств.

- Третьей приоритетной задачей является обеспечение бизнес-сообщества, включая малый инновационный бизнес, доступными финансовыми, имущественными, сырьевыми и трудовыми ресурсами. Обеспечение развития производительных сил всеми  видами ресурсов должно быть взаимосвязано с  реализуемыми в республике программами.

Как видим, проблемы стоят сложные, но это - проблемы роста, которые мы научились решать!

Дополнительная информация

Желаю успешной работы коллективу журнала "РуководительXXI"

Рамиль хазрат Юнусов (Кул-Шариф)

 

Руководитель XXI © 2005-2007

разработка: интернет-агентство