Москва
Санкт-Петербург
Казань
Набережные Челны
Альметьевск
Нижнекамск
  Самара
Нижний Новгород
Ульяновск
Уфа
Йошкар-Ола
Чебоксары
об ассоциации
о фонде
о конкурсе "Руководитель года"
свежий номер
АРХИВ
архив конкурса
реклама в журнале
контакты
 

Бог в помощь редакции журнала. Надеюсь, что это издание будет стимулировать руководителей организаций быть впереди и приносить весомый вклад в развитие нашей республики.

Архиепископ Анастасий

_политика     _главный вопрос     _речь     _краеугольный камень     _от редактора     _религия     _благотворительность     _нацпроект     _передний край_рынок и люди     _инвесторы на селе      _авиация     _человек и его дело     _наше здоровье     _хранители точности     _передний край     _внимание конкурс     _в ногу со временем     _лидеры строек     _комфорт души и тела     _театр     _культура     _спорт     _три колодца     _а я поймал во-от такую!     _круглые даты     _из дальних странствий...     _руководящее кресло     _вояж, вояж...     

_передний край

впереди отрасли всей

Первому отечественному предприятию авиационного приборостроения нашей страны — Казанскому заводу «Электроприбор» исполняется 90 лет.Основан он был
в Москве распоряжением Управления Военно-воздушного флота от 4 июля 1917 года на базе переведенных из Киева в столицу авиамастерских Центральной аэронавигационной станции.


С 1924 года завод «Авиаприбор» — таково первоначальное название предприятия – уже серийно выпускал авиационные приборы собственной разработки: барометрические высотомеры, указатели скорости, тахометры, уклонометры, манометры для замера давления масла и бензина в авиадвигателях и другие. В 1937 году завод включают в основную группу предприятий Наркомата оборонной промышленности и присваивают номер по государственному реестру – 230.


С началом Великой Отечественной войны, в сентябре-октябре 1941 года, завод эвакуируют в Казань, его цеха размещают в корпусах ветеринарного института. И уже к декабрю предприятие начинает выпускать продукцию для боевой авиации, танковой и судостроительной промышленности. В годы войны коллектив завода увеличил объемы производства оборонной продукции в 3,5 раза и 12 раз выходил победителем в отраслевом соревновании по Госкомитету обороны. Две тысячи работников за большой трудовой вклад в Великую Победу были награждены орденами и медалями Советского Союза.

В послевоенные годы в связи с развитием реактивной авиации производство расширялось и совершенствовалось. Завод первым в СССР освоил автопилот для реактивного истребителя МиГ-21, а в дальнейшем — целую гамму автопилотов и систем управления истребителями и бомбардировщиками, в том числе для Ту-22, выпускаемого Казанским авиационным заводом. В это же время завод активно участвует в развитии ракетной техники, осваивает специальный, уникальный по конструкции, гироскопический стабилизатор для ракет с радиолокационным наведением класса «воздух-воздух», а начиная с шестидесятых годов, участвует в освоении космоса, выпускает гиростабилизированную платформу антенны системы автоматической стыковки космических кораблей. С помощью этого оборудования было проведено более 150 стыковок аппаратов с космонавтами на борту и грузовых кораблей. Многие специалисты и рабочие предприятия за участие в освоении космоса удостоились правительственных наград и почетных знаков.

Следующим этапом развития Казанского завода «Электроприбор» (такое наименование завод получил в 1967 году) становится производство систем автоматического управления для истребителей МиГ-21, МиГ-23 и позже для МиГ-27, авиационных систем пожарной сигнализации, систем регулирования температуры и оборотов авиадвигателей. Одновременно предприятие продолжает работы по системам наведения ракет, начинает выпускать высокоточный гиростабилизатор системы телевизионного наведения для ракет «воздух-поверхность».

Параллельно с техническим развитием, строительством новых производственных корпусов развивалась и социальная сфера. Сразу после войны в порядке возмещения занятых заводом вузовских площадей «Электроприбором» был построен новый городок для Казанского ветеринарного института. Всего предприятием возведено хозяйственным способом 22 жилых дома площадью более 100 тысяч квадратных метров, общежитие на 600 мест, 10 детских садов. А также поликлиника и стационар, лечебные кабинеты на территории завода, база отдыха на берегу Волги, детский оздоровительный лагерь, промтоварный и продуктовый магазины для своих работников, реконструирован комбинат общественного питания.

Вся социальная сфера сохранена до сегодняшних дней и успешно функционирует. В настоящее время это большая редкость для оборонного завода. Как известно, в последние годы от объектов соцкультбыта отказались предприятия и более прибыльных отраслей. Завод не остается в стороне от реализации социально значимых городских и республиканских проектов, к примеру, активно участвовал в выполнении программы ликвидации ветхого жилья, а сегодня – в социальной ипотеке. Реализует и собственную программу долевого строительства жилья для работников своего предприятия.

Самым неблагоприятным для отечественной промышленности, а оборонной в особенности, стало последнее десятилетие ХХ века. Но завод, несмотря на все удары конверсии, выстоял, сохранив основные кадры и авиационную направленность производства, при этом резко увеличил выпуск гражданской продукции и товаров народного потребления. Стал изготавливать комплектующие для газоперекачивающих станций, автомобильной промышленности и других отраслей.

Помимо имеющейся у завода лицензии на серийный выпуск авиационной техники, важным этапом в то время стало получение еще и лицензии на разработку, модернизацию изделий для авиации, военной техники и других отраслей промышленности. Это дало возможность расширить кооперацию с традиционными партнерами и потребителями продукции «Электроприбора». Завод принимает активное участие в последних проектах Казанского вертолетного завода: осваивает блоки комплексной системы управления вертолета «Ансат», вычислители траекторного управления для Ми-172. Заводскими конструкторами разработана система электроснабжения воздушной мишени «Дань» для ОКБ «Сокол». А в прошлом году «Электроприбор» в кратчайшие сроки освоил два новых вида гиростабилизированных платформ для высокоточного ракетного комплекса ракеты «Овод».

В 2004 году «Электроприбор» был аттестован по системе управления качеством ИСО 9001-2001. В том же году он был акционирован и в 2005-м вошел в холдинговую компанию «Ак Барс».
Сегодня ОАО «Казанский завод «Электроприбор» остается ведущим предприятием авиационной отрасли России. Продукция его востребована, используется на всех типах самолетов, вертолетов, авиационных двигателей, производимых в России и СНГ, и экспортируется во многие страны. За выдающийся вклад в расширение внешнеэкономических связей, развитие отечественного производства, экспорта и высокую профессиональную культуру завод в последние годы награжден почетными дипломами Министерства экономического развития и торговли РФ «Лучший российский экспортер» и Кабинета министров РТ «Лучший экспортер Республики Татарстан».

В минувшем году объем производства на «Электроприборе» вырос по сравнению с предыдущим годом на десять процентов. На предприятии разработана, утверждена советом директоров и реализуется программа развития завода, предусматривающая увеличение объема выпускаемой продукции в среднесрочной перспективе в три раза.

Инна ВОЛИНА

Дополнительная информация
Геннадий Дивавин
//генеральный директор ОАО «Казанский завод «Электроприбор»

Желаю успешной работы коллективу журнала "РуководительXXI"

Рамиль хазрат Юнусов (Кул-Шариф)

 

Руководитель XXI © 2005-2007

разработка: интернет-агентство