Москва
Санкт-Петербург
Казань
Набережные Челны
Альметьевск
Нижнекамск
  Самара
Нижний Новгород
Ульяновск
Уфа
Йошкар-Ола
Чебоксары
об ассоциации
о фонде
о конкурсе "Руководитель года"
свежий номер
АРХИВ
архив конкурса
реклама в журнале
контакты
 

Бог в помощь редакции журнала. Надеюсь, что это издание будет стимулировать руководителей организаций быть впереди и приносить весомый вклад в развитие нашей республики.

Архиепископ Анастасий

_Политические зигзаги     _Двигатель прогресса     _Главный вопрос_Роль работодателя     _В интересах государства     _Деловой форум     _Праздник нефти     _Знак качества     _Безопасность на дорогах     _Добрые дела     _Социальный ракурс     _Высокие технологии     _Полвека спустя     _Личность и время     _Крылья Татарстана     _Разведчики недр     _Родители самолетов      _Уникальный объект     _Лучший экспортер     _Финансовый вопрос     _Создатели кораблей     _Consulting.ru     _Автоперевозчик     _Лидер стройиндустрии     _Хорошая новость     _В рамках фестиваля     _Разговор по существу     _Спортивный прорыв     _Откровения     _Поймать мгновение     _Комфорт души и тела     _Температурные аномалии     _Минута отдыха     

_Главный вопрос

Дежать руку на пульсе

За 85 лет ведущие экономисты республики многое сделали для ее процветания. Каковы их приоритеты в последние годы и перспективы на завтра?

Главное экономическое ведомство Татарстана всегда держало руку на пульсе отечественного и мирового рынка. С момента своего предпоследнего формирования (с 1998 года) Министерство экономики и промышленности под руководством Бориса Павлова занималось социально-экономическим программированием, готовило управленческие решения в области экономического и социального развития городов и районов республики — в части инвестиционной и инновационной деятельности. В связи с этим разрабатывались стратегии социально-экономической, инновационной, инвестиционной и промышленной политики, на основе которых обеспечивалась разработка республиканских социально-экономических программ, осуществлялось регулирование экономики с применением метода индикативного управления.
И сейчас очень важным направлением деятельности Министерства экономики, которое недавно возглавил Марат Сафиуллин, является реализация административной реформы. На сегодня разработано более ста административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной власти. Аналогичную работу предстоит сделать и на уровне органов местного самоуправления.

«А нам летать охота…»
Министерство экономики имело и будет иметь непосредственное отношение ко многим инвестиционным проектам. Прежде всего хотелось бы отметить, что для руководства нашей республики дело чести — возродить татарстанский авиастроительный комплекс. Президент Минтимер Шаймиев всегда выступал за поддержку отечественного гражданского авиапрома.
Более десяти лет ушло на налаживание серийного производства среднемагистральных самолетов Ту-214 на ФГУП «Казанское авиационное производственное объединение имени С.П.Горбунова». Сегодня ведутся работы по оснащению пассажирского лайнера Ту-214 двигателями «Роллс-Ройс». Внедрение данной модификации позволит повысить эксплуатационную надежность этого летательного аппарата, обеспечит требования ИКАО по шуму и эмиссии, что в итоге значительно снизит эксплуатационные расходы на данный самолет.
Наряду с летательными аппаратами средней дальности на КАПО осваивается серийное производство и ближнемагистрального самолета Ту-334. Правительством РТ совместно с ОАО «Туполев» разработан бизнес-план инвестиционного проекта «Оснащение авиакомпаний России ближнемагистральными самолетами Ту-334», предусматривающий механизм частно-государственного партнерства.
В конце июня этого года состоялась презентация данного проекта в Государственной Думе России. Предполагается, что на КАПО будет создано новое сборочное производство лайнера Ту-334, соответствующее международным стандартам качества. В настоящее время предприятие в состоянии выпускать до 20 таких самолетов в год, а с учетом нового производства, начиная с 2016 года, — до 40 машин ежегодно. Данный летательный аппарат должен заменить парк устаревших самолетов Ту-134, Ту-154, Як-42. По информации Минтранса России, потребность в авиаперевозчиках такого класса составит к 2020 году — 270 машин. На сегодня акционерным обществом «Туполев» оформлены договоры с рядом российских авиакомпаний на производство, продажу и послепродажный сервис 55 машин Ту-334.
Кроме того, реализуется многоцелевая комплексная программа совместного производства и продажи семейства самолетов, основанных на моделях Ту-214, Ту-334, Ту-324, Ту-330 при участии компании «AIR-NET» (Италия), ОАО «Туполев» и ФГУП «КАПО имени С.П.Горбунова». А также выполняются мероприятия в рамках инвестиционного проекта «Испытания и постановка на производство легкого многоцелевого вертолета «Актай», — конечно же, на базе Казанского вертолетного завода. На этом же предприятии готовится к серийному выпуску вертолет «Ансат», модернизируется Ми-17. И так далее.

Акцент — на машиностроении и нефтехимии
Президент Минтимер Шаймиев и правительство республики во главе с премьер-министром Рустамом Миннихановым в последние годы делают акцент на том, что валовой региональный продукт должен расти не за счет нефтедобычи, а благодаря развитию главным образом таких сфер экономики, как машиностроение и нефтехимия. В машиностроительном комплексе выполняются многие масштабные проекты, к примеру, в рамках соглашения Кабинета министров РТ с ОАО «Газпром» — по организации производства и поставок республиканскими предприятиями («Казанькомпрессормашем», Казанским моторостроительным производственным объединением) газоперекачивающих агрегатов и сменных проточных частей для нужд российской газовой компании и ее дочерних организаций. Разрабатывается концепция развития производства автокомпонентов на территории Татарстана для КамАЗа, «Северсталь-авто» и других крупных российских компаний. Немало делается и для претворения в жизнь крупномасштабной программы по созданию особой экономической зоны промышленного типа в Елабужском районе. В прошлом году Минэконом в рамках межрегионального пилотного проекта «Повышение качества и конкурентоспособности промышленной продукции Республики Татарстан на основе внедрения новых информационных технологий, международных стандартов качества и сертификации» обеспечило оснащение системой менеджмента качества двадцати промышленных компаний. Продолжается активная работа и по получению ИСО/ТУ-16949 предприятиями-поставщиками автокомпонентов. По итогам прошлого года восемь компаний внедрили системы менеджмента качества в соответствии с данным стандартом.
Сегодня свыше 220 татарстанских организаций имеют сертифицированные системы менеджмента, соответствующие стандартам ИСО 9000, десять — ИСО 14001.
Министерство приняло участие в реструктуризации долгов татарстанских предприятий перед бюджетами всех уровней и коммерческими банками, в урегулировании противоречий с Европейским банком реконструкции и развития. Благодаря этому в последние годы динамично развивается КамАЗ, существенно улучшая свое финансово-экономическое положение. Например, в январе прошлого года подписано постановление правительства России о реструктуризации задолженности этой компании Министерству финансов РФ в размере 4,8 млрд. рублей.
Будущее химии и нефтехимии прописано в программе развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2004-2008 годы. Важнейшей частью этого проекта является его инвестиционная составляющая, которая представлена практически всеми инвестпроектами крупных и средних предприятий отрасли. Как правило, это особо значимые для республики производства, ориентированные на развитие республиканской сырьевой базы либо на изготовление товаров-лидеров с высокой добавленной стоимостью. Им оказывается различная государственная поддержка.
В числе таких проектов: строительство установки полипропилена и поэтапная модернизация производства этилена на «Нижнекамскнефтехиме»; модернизация производства полиэтилена низкого давления, бисфенола и поликарбоната на «Казаньоргсинтезе»; возведение Казанского маслоэкстракционного завода, носящего мультипликативный характер и затрагивающего интересы ряда важнейших отраслей республики (осуществляется группой компаний «Нэфис Косметикс»); организация производства экструдированного пенополистирола на Химзаводе имени Л.Я.Карпова.

Не оказались за «бортом»…
Предприятия легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленности тоже не выпали из зоны внимания главных экономистов республики. К примеру, профильным министерством были подписаны договоры с ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» и ЗАО «КМП «Эдельвейс М» о реализации инвестиционных проектов и предоставлении налоговых льгот. БКК с начала прошлого года выполняет инвестиционную программу «Модернизация производства по выпечке батонов». Срок ее окупаемости около трех лет, а сумма инвестиций составляет 48,8 млн. рублей, в том числе почти три миллиона — это государственная поддержка в виде льгот по налогам на прибыль и имущество.
«Эдельвейс М» с 2004 года реализует проект «Строительство и вывод на проектную мощность Комбината молочных продуктов «Эдельвейс М» со сроком окупаемости семь лет. Объем привлеченных инвестиций на его выполнение — 1,8 млрд. рублей, в том числе 84 миллиона — в виде льгот по налогам на прибыль и имущество.
Из предприятий легкой промышленности можно выделить ОАО «Мелита», у которого доля инновационной продукции в общем объеме производства достигает 60 процентов — за счет оснащения производства новыми видами оборудования и применения химматериалов ведущих зарубежных фирм. В прошлом году на этом меховом объединении стартовал инвестиционный проект «Организация производства изделий из овчины с полигамным эффектом». Его выполнение позволит предприятию получить новые виды полуфабриката и одежды благодаря закупке оборудования (для нанесения принта на кожу и мех), не имеющего пока аналогов в России.
Что касается деревообрабатывающей отрасли, то сегодня разрабатываются следующие инвестиционные проекты по глубокой переработке древесины: «Индустриальное деревянное домостроение» (НО «РАДеКК»), «Строительство деревообрабатывающего производства» (ОАО «Нур-Массив»), «Автоматизированный WWCB завод фазы IV с двойным распределением для производства плит WWCB» (ЗАО «Домостроительный комбинат клееных модульных конструкций»).
Кстати, Центром производственной субконтрактации Татарстана создана комплексная система информационного обеспечения товаропроизводителей, которая является одной из лучших в Российской Федерации. Объем поставок продукции, выполненных предприятиями по заказам крупных российских и республиканских компаний, полученных при непосредственном использовании портала, составил в 2004 году 160 млн. рублей, в 2005-м — 360 млн., в прошлом году — более 700 млн. рублей. В нынешнем году поставки ожидаются на сумму, превышающую 1,2 млрд. рублей.

Программное обеспечение
В настоящее время в Татарстане реализуются 32 республиканские целевые программы, на финансирование которых в этом году бюджетом республики предусмотрено более 10 млрд. рублей. Министерство экономики принимало активное участие в разработке многих программ, основными из которых являются: социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы; развития инновационной деятельности в Татарстане на 2004-2010 годы; проведения административной реформы в РТ в 2006-2008 годах; программа «Энергоресурсоэффективность в РТ на 2006-2010 годы»; развития топливно-энергетического комплекса РТ на 2006-2020 годы.
Сегодня в стадии разработки находится 21 проект республиканского значения, большая часть из них носит социально-ориентированный характер. Но особую значимость имеет программа социально-экономического развития РТ на 2005-2010 годы, принятая законом Республики Татарстан и определяющая приоритетные направления развития региона. Главная цель, которая преследуется этим документом, — обеспечить к 2010 году качество жизни татарстанцев на уровне не ниже нормативного. Для достижения этого необходимо решить три серьезные задачи: повысить ВРП и доходную базу консолидированного бюджета Татарстана; осуществить структурные изменения в экономике; снизить уровень бедности населения.
В программе выделены такие приоритеты развития экономики республики до 2010 года, как, например, поддержка сильных товаропроизводителей, выпускающих товары-лидеры, к которым относятся нефть и продукция ее глубокой переработки (шины, полиэтилен, каучук, полипропилен и так далее), автомобили и авиационная техника, изделия агропромышленного сектора и деревообработки. Кроме того, делается акцент на направлениях, являющихся точками экономического роста, — химии и нефтехимии, машиностроении, пищевой промышленности, производстве строительных материалов, информатизации и связи. А также на развитии предпринимательства, отраслевых и образовательных кластеров.
В настоящее время разрабатывается программа «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года», в которой будут определены основные направления развития отраслей экономики и муниципальных образований республики до 2030 года.

Инна ВОЛИНА
(при информационной поддержке Министерства экономики РТ)

Дополнительная информация

Желаю успешной работы коллективу журнала "РуководительXXI"

Рамиль хазрат Юнусов (Кул-Шариф)

 

Руководитель XXI © 2005-2007

разработка: интернет-агентство