Москва
Санкт-Петербург
Казань
Набережные Челны
Альметьевск
Нижнекамск
  Самара
Нижний Новгород
Ульяновск
Уфа
Йошкар-Ола
Чебоксары
об ассоциации
о фонде
о конкурсе "Руководитель года"
свежий номер
АРХИВ
архив конкурса
реклама в журнале
контакты
 

Бог в помощь редакции журнала. Надеюсь, что это издание будет стимулировать руководителей организаций быть впереди и приносить весомый вклад в развитие нашей республики.

Архиепископ Анастасий

_Политические зигзаги     _Двигатель прогресса     _Главный вопрос     _Роль работодателя     _В интересах государства     _Деловой форум     _Праздник нефти     _Знак качества     _Безопасность на дорогах_Добрые дела     _Социальный ракурс     _Высокие технологии     _Полвека спустя     _Личность и время     _Крылья Татарстана     _Разведчики недр     _Родители самолетов      _Уникальный объект     _Лучший экспортер     _Финансовый вопрос     _Создатели кораблей     _Consulting.ru     _Автоперевозчик     _Лидер стройиндустрии     _Хорошая новость     _В рамках фестиваля     _Разговор по существу     _Спортивный прорыв     _Откровения     _Поймать мгновение     _Комфорт души и тела     _Температурные аномалии     _Минута отдыха     

_Безопасность на дорогах

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННАЯ

Говорят, каждый, у кого нет автомобиля, мечтает его купить, а тот, у кого есть — мечтает его продать. Однако сегодня в Татарстане все больше тех, кто не собирается расстаться с любимым «железным конем»,
а республиканский «автотабун» каждый год пополняется еще 25-30 тысячами машин. Понятно, что на этом фоне у сотрудников ГИБДД работы все больше и больше.

Удержать в узде (причем законными методами!) огромную армию автолюбителей и водителей-профессионалов, дабы сохранить безопасность на татарстанских дорогах, — задача не из легких. Причем задача не региональная, а общегосударственная. В прошлом году была принята федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Как идет ее реализация в Татарстане? Чего не хватает для ее успешного внедрения в жизнь? Рассказать об этом мы попросили главного республиканского госинспектора по безопасности дорожного движения Рифката Минниханова.
- К сожалению, пока программа больше продекларирована, нежели осуществляется на практике, — говорит Рифкат Нургалеевич. — Поясню. Так, в 2007-2008 годах основные усилия направлены на создание нормативных, организационных, технических, нормативно-правовых, методических основ в области обеспечения безопасности дорожного движения с тем, чтобы, начиная с 2008 года, последовательно и целенаправленно улучшать показатели, определенные программой. Объем ее финансирования до 2012 года составит 52,7 миллиарда рублей — из федерального бюджета, бюджетов субъектов и внебюджетных источников.
В декабре прошлого года было проведено совместное заседание правительственной комиссии РТ по обеспечению безопасности дорожного движения и коллегии МВД РТ с участием президента Татарстана и руководителей министерств и ведомств. Результатом заседания стали проекты указа президента РТ «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» и постановления правительственной комиссии «О мерах по повышению безопасности дорожного движения в Татарстане». В республику поступил 101 прибор видеофиксации нарушений ПДД, пять патрульных иномарок, две лаборатории для проверки состояния улично-дорожной сети, пять светофорных объектов, сто знаков маршрутного ориентирования. Но ведь этого недостаточно для кардинального решения проблемы. К тому же, если солидную, на первый взгляд, сумму поделить на годы и регионы, то она оказывается не такой уж впечатляющей…
Но главное – программа еще не работает. Дело в том, что на первом этапе внедрения ее в жизнь было предусмотрено изменение нормативных актов, на которые опирается в своей работе ГИБДД. И в первую очередь — Административного кодекса РФ.
- Вы считаете, что повышением штрафов можно улучшить ситуацию на российских дорогах?
- Только повышением штрафов – нет. Но это – обязательный элемент программы. Законы должны быть жесткими, любой из нас становится как минимум законобоязненным, если за нарушение правил «светит» серьезное наказание. Более 1,6 миллиона нарушений правил дорожного движения выявлено в Татарстане в прошлом году, в этом — будет еще больше. Уже сейчас отмечено увеличение на четырнадцать процентов. Кого можно дисциплинировать или напугать штрафом в сто рублей? Неотвратимости и адекватности наказания у нас нет, вот в чем проблема.
А ведь и наши граждане умеют правила дорожного движения соблюдать, только не у себя дома. Однажды наблюдал любопытную ситуацию: только-только переехав границу, российский водитель тут же пристегнулся ремнем безопасности и спутнице велел пристегнуться. Почему? А все просто — за рубежом штрафы за нарушение ПДД весьма солидные...
Аварийность — это проблема общая для всех россиян, начиная от президента страны и заканчивая каждым конкретным автолюбителем. Только силами ГИБДД ее не решишь. Лишь в Татарстане ущерб от дорожно-транспортных происшествий исчисляется 13 миллиардами рублей в год. Разве это не государственная проблема? Государственная. Только не «имиджевая», как нынче принято говорить, — на ней славу и авторитет в одночасье не заработаешь. Ясно одно: кризис улично-дорожной сети, рост аварийности и дорожно-транспортного травматизма — эти проблемы взаимосвязанные и комплексные, которые усилиями одних только надзорных органов быстро и с малыми затратами не решить.
Совершенно необходимо изменение старых нормативов, ведь сегодня мы вынуждены руководствоваться стандартами аж 1989 года! За что ни возьмись — либо не соответствующие современным условиям нормативы, либо их вообще нет. К примеру, рекламная конструкция, установка которой ни с кем не согласована, за ночь появляется около дороги. Кто-то на этом деньги зарабатывает. А кто-то из-за того, что рекламный щит закрывает обзор дороги или, допустим, дорожный знак, — да просто внимание отвлекает, потому что слишком близко к проезжей части расположен, — в аварию попадет. Демонтировать щит своими силами мы не имеем права, только через суд. Да и то — подобная возможность появилась в нашем распоряжении лишь в апреле текущего года после утверждения президентом РФ поправок в указ от 15 июня 1998 года «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». Но даже и после решения суда о демонтаже владельцы не спешат убрать злополучный щит. Логика-то элементарная — пусть привлекают к суду за неисполнение решения суда. Времени на это уйдет много, а пока — реклама деньги приносит. По сравнению с этими барышами деньги на штраф пойдут смехотворные.
Пока каждая организация не будет добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь законами, сдвинуть проблему с мертвой точки не удастся. Необходимо, чтобы сначала строительная организация согласовывала проект возведения своего объекта с ГИБДД и только затем приступала к строительству. Обязательно, чтобы решения судов выполнялись быстро и неукоснительно, и ни у кого не возникало желания поискать «дырки» в законе или потянуть время. Так мы и вернулись к началу разговора о нашей слабой нормативной базе...
- Какие качества, на ваш взгляд, необходимы руководителю?
- Не буду повторять прописные истины о профессионализме, хозяйственности и тому подобном. Но вот компетентность во всех вопросах, связанных с основной деятельностью, необходима. Уровень профессиональных знаний и эрудиции должен быть таков, чтобы руководитель мог безошибочно и четко формулировать задание для своего подчиненного — в науке это называется «ставить задачу» — и давать адекватную оценку результатам ее исполнения. И еще одно требование к руководителю: на мой взгляд, он в общении со своими сотрудниками должен сочетать жесткую требовательность с тактичным уважительным отношением. Понятно, что сотрудников, недостойных уважения, просто не должно быть. И у меня их нет.
- Из последнего вашего утверждения следует, что вы довольны работой своего коллектива и сотрудники у вас – лучшие из лучших?
- Опять вы меня на прописные истины выводите… Нет пределов совершенству — это не я придумал. Но уровень профессиональной подготовки сотрудников Управления ГИБДД достаточно высок: на шестьдесят одного человека нашего ведомства — пятьдесят девять имеют высшее образование, причем две трети из них – технари. Оставшиеся двое уже заканчивают вузы. Четверо наших специалистов имеют по два диплома о высшем образовании. Начальник отдела технического надзора и регистрационной службы Радик Рамазанов – кандидат технических наук. Один из моих заместителей Масхут Мифтахов — заслуженный юрист РТ, второй — Ислам Галлямов — заслуженный работник ОВД РТ.
- В начале этого года президент Минтимер Шаймиев озвучил вопросы к службе ГИБДД, ответы на которые он хотел бы услышать к концу года. В частности, они связаны с организацией движения, профилактикой коррупции в системе ГИБДД, подготовкой водителей…
- Во исполнение поручений президента управлением собственной безопасности и Управлением ГИБДД создана рабочая группа и подготовлен план совместных мероприятий по проведению специальных проверок и мероприятий с обязательным оформлением результатов проводимой работы. За пять месяцев этого года проведено более сотни проверок, в результате которых к дисциплинарной ответственности привлечено более семидесяти, уволено четверо сотрудников ГИБДД. В течение всего года центральной аттестационной комиссией нашего управления проводится аттестация начальников отделений ГИБДД, руководителей регистрационно-экзаменационных подразделений и подразделений технадзора на предмет их служебного соответствия.
- Кстати, о коррупции. Вы только что высказали столь лестное мнение о своих сотрудниках, и вдруг…
- Во-первых, мы говорили о сотрудниках именно Управления ГИБДД, а этот состав в коррупции не замечен. А во-вторых… На мой взгляд, искоренить коррупцию только посредством наказаний будет довольно сложно, хотя контроль за работой важен в любой отрасли, и проводить подобные проверки нужно. Но вместе с этим необходимо и повышать престиж работы сотрудника ГИБДД, а для этого, в первую очередь, нужно обеспечить соответствующее вознаграждение за честный и нелегкий труд.
- Как известно, у безопасности на дорогах несколько составляющих. И одна из них, весьма важная – поведение водителей. А в последнее время уровень подготовки водителей оставляет желать много лучшего…
- Согласен. Причем это касается не только автолюбителей, но и водителей общественного транспорта. На мой взгляд, состояние дел в этой области просто недопустимое. Мы начали наведение порядка с усиления контрольно-надзорной деятельности — с ужесточения приема экзаменов.
Но ведь до сих пор нет четко прописанных требований к  водителю пассажирского автобуса: три года стажа есть, категорию необходимую получил и — вперед, вози людей. А ведь в советские времена, порицать которые сегодня очень модно, была создана серьезная комплексная система подготовки водителей общественного транспорта, разрушенная в наши дни. 
Или, например, требования к инструктору по вождению: стаж водительский не менее трех лет и лицензия. Все. Но не каждый же получивший аттестат о среднем образовании готов учить премудростям физики или химии других. Сейчас мы совместно с Министерством образования и науки открыли центр по переподготовке инструкторов практического вождения на базе Казанского автотранспортного техникума (казанская зона – Казань, Верхний Услон, Зеленодольск, Лаишево, Рыбная Слобода, Пестрецы, Высокая Гора). Аналогичный региональный центр создан на базе Учебного центра УГИБДД МВД по РТ для Набережных Челнов, Нижнекамска, Менделеевска, Мамадыша, Елабуги, Агрыза и других соседних городов. До сих пор централизованной подготовки подобных специалистов в республике не было.
И обязательно нужно отдельное финансирование обучения детей правилам поведения на дороге. На самом деле обучением детей не Госавтоинспекция должна заниматься. По большому счету,  не ее это дело. Наш инструктор отдела пропаганды педагогического вуза не оканчивал и полноценно с детьми работать не может. Мы вмешались в образовательный процесс от безысходности, потому что больше никто заниматься этим не считает нужным. А тут хоть элементарные знания инспектор детям даст. В России при обучении детей основам безопасного поведения на дорогах упор делается на строительстве автогородков, мы же основной акцент смещаем на оборудование кабинетов по изучению ПДД в школах и детских садах: учить нужно всех детей, а не тех, кому интересно в автогородках. Но и эту проблему полумерами не решить, всю систему образования менять надо. Грош цена школе, если она научит ребенка всем математическим премудростям, а он в одночасье по собственной глупости или по незнанию основ безопасности погибнет под колесами на дороге.
- Километровые пробки на улицах Казани в час пик вас не раздражают?
- Как водителя — нет. А как руководитель ГИБДД, который имеет непосредственное отношение к обеспечению «здоровья» городских транспортных артерий, должен принимать все возможные меры для устранения пробок. Сегодня нельзя сказать, что ничего в этом направлении не получается. Сдвиги есть, пусть не такие, как хотелось бы. Строится четвертая транспортная дамба, малое и большое казанские кольца, расширяется Оренбургский тракт, запущен в действие метрополитен, внедряется новая система организации движения общественного транспорта.
Ситуацией, создавшейся на наших улицах и дорогах, особенно обеспокоен президент республики. Это дает нам основания жестко воздействовать на должностных лиц, повинных в возникновении дорожных и транспортных проблем. Существенно и то, что безопасностью дорожного движения сегодня начали интересоваться все учреждения и ведомства, так или иначе связанные с функционированием дорожно-транспортного комплекса. Если руководители заговорили о дорожных проблемах, значит, будут приниматься конкретные меры, повышаться спрос со всех ответственных лиц, в том числе и с меня.

Светлана ГРИГОРЕНКО

Рифкат Минниханов  // полковник милиции, начальник Управления ГИБДД МВД Республики Татарстан 
Родился 1 июня 1955 года в деревне Новый Арыш Рыбнослободского района Татарстана. В 1977 году окончил Казанское высшее военное инженерное училище по специальности «инженер-электрик». Проходил службу в группе войск в Германии. В 1982-1989 годах служил в Казанском высшем военном инженерном училище. В1989-м окончил очную адъюнктуру Казанского высшего военного инженерного училища по специальности «вооружение и военная техника», защитил кандидатскую диссертацию. С 1989 по 1992 год — преподаватель кафедры электроснабжения Казанского высшего военного командно-инженерного училища имени маршала артиллерии М.Н. Чистякова.
В 1992-м — перешел на работу в ГАИ МВД Татарстана. Через год был назначен заместителем начальника Управления Госавтоинспекции МВД РТ — начальником отдела информационного обеспечения и оперативного реагирования, еще через несколько лет — первым заместителем. С 1997 года возглавил Госинспекцию безопасности дорожного движения МВД РТ.
Доктор технических наук, профессор, автор 36 научных и 23 учебно-методических работ, пяти авторских свидетельств. Благодаря Рифкату Минниханову в республиканской ГИБДД внедрена информационная система, которая позволила автоматизировать всю деятельность подразделений автоинспекции.
Награжден орденом Мужества, медалями «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения», «За безупречную службу» I и II степеней, «За ратную доблесть», «За доблесть в службе», именным оружием. Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Республики Татарстан.

Дополнительная информация

Желаю успешной работы коллективу журнала "РуководительXXI"

Рамиль хазрат Юнусов (Кул-Шариф)

 

Руководитель XXI © 2005-2007

разработка: интернет-агентство