Москва
Санкт-Петербург
Казань
Набережные Челны
Альметьевск
Нижнекамск
  Самара
Нижний Новгород
Ульяновск
Уфа
Йошкар-Ола
Чебоксары
об ассоциации
о фонде
о конкурсе "Руководитель года"
свежий номер
АРХИВ
архив конкурса
реклама в журнале
контакты
 

Бог в помощь редакции журнала. Надеюсь, что это издание будет стимулировать руководителей организаций быть впереди и приносить весомый вклад в развитие нашей республики.

Архиепископ Анастасий

_Политические игры     _Стратегические планы     _Из первых рук     _Социальное партнерство     _Знаковое событие     _Размышления о добре     _Юбилей     _Руководитель года - 2006     _"Белый банк"     _"Архитектор" нефти     _Элементы безопасности     _Долг перед человеком     _Золотой Минбар_Ватерпол-интрига     _Ярмарка вакансий     _Волшебная комната     _Комфорт души и тела     

_Золотой Минбар

НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ «ВОСТОЧНЫХ КАНН»

Восточные Канны — понятие не географическое, а кинематографическое. Именно так все чаще называют Казань в дни проведения международного фестиваля мусульманского кино «Золотой Минбар».

Нынче кинофорум проходил в столице Татарстана уже третий раз, собрав рекордное за свою пока недолгую историю количество участников и почетных гостей. Если на I МФМК в 2005 году было представлено 40 киноработ и 12 стран-участниц, в 2006-м — 50 картин из 25 стран, то в этом году на рассмотрение отборочной комиссии поступило более 200 фильмов из 46 стран, в числе которых США, Канада, Великобритания, Франция, Индия, Япония. О чем это говорит? Только об одном — интерес к фестивалю растет, и растет стремительно, причем не только в мусульманских странах.

Мусульманское кино без границ
Напомним, что в числе учредителей фестиваля — Совет муфтиев России и телекомпания «Исламский мир». Последняя была создана в Москве в 1997 году с целью популяризации мусульманской культуры и основ ислама средствами кинематографа. Однако буквально с первых же дней руководство телекомпании (генеральный директор — Зауди Мамиргов) столкнулось с дефицитом интересных, профессионально отснятых кинолент. Так возникла мысль об организации кинофестиваля «Золотой Минбар» — для знакомства с достижениями мусульманских кинематографистов всего мира. Идею Зауди Мамиргова поддержал председатель совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин, ныне являющийся президентом МФМК. 
Символом фестиваля мусульманского кино стала статуэтка в виде плывущей ладьи, внутри которой помещен минбар — возвышение, откуда в мечетях произносится пятничная проповедь. А  целями кинофорума, наряду с показом лучших работ мусульманских кинематографистов, является «создание объективного представления в российском и мировом сообществе об исламе и мусульманах, а также популяризация духовно-нравственных и культурных традиций ислама в России». В соответствии с этим неукоснительно соблюдается главное требование к фильмам, представленным на конкурс — в них не должно быть сцен насилия и жестокости.
Как уже сказано, впервые фестиваль «Золотой Минбар» проходил в сентябре 2005 года в дни празднования тысячелетия Казани. Подводя его итоги, председатель жюри I МФМК, известный кинодраматург Рустам Ибрагимбеков отметил: «Наш «новорожденный» фестиваль призван выполнять очень важную задачу — через представляемые на нем фильмы отражать в киноискусстве мусульманский мир. Это самый эффективный способ, благодаря которому люди, не принадлежащие к миру ислама, смогут понять, как живут мусульмане, что является главным в их жизни, во что они верят и чего не приемлют…». Напомним также, что главный приз первого фестиваля мусульманского кино получил фильм-притча «Колдун» азербайджанского кинорежиссера Октая Мир-Касыма, в числе первых взявшегося за художественное исследование темы «мигранты в России».
Исламская составляющая кинофестиваля, поначалу слегка насторожившая и даже заставившая кое-кого дистанцироваться от него, и в его кулуарах породила немало споров о том, насколько правомерен сам термин «мусульманское кино» и что следует под ним понимать. Но довольно скоро такие дискуссии сошли на нет, участие же в «Золотом Минбаре» кинематографистов — немусульман, на первых порах воспринимавшееся как нонсенс, стало не просто традицией, а одной из главных особенностей фестиваля и, что называется, его «изюминкой».
Кстати сказать, самая первая статуэтка «Золотого Минбара» в 2005 году была вручена российскому кинорежиссеру Владимиру Хотиненко, чей фильм «Мусульманин» стал своеобразным талисманом фестиваля как образец наиболее яркого кинематографического воплощения его главной идеи. А нынче на звездной дорожке «Золотого Минбара» был замечен и самый  главный  «мусульманин» страны — актер Евгений Миронов.
Роль простого русского парня Николая Иванова, прошедшего через афганский плен и принявшего ислам, стала одной из первых и поныне лучших его работ в кино. По словам Евгения Миронова, во время съемок «Мусульманина» он ходил в мечеть, учился читать намаз. «Мне было очень интересно, но дело даже не в этом, — признался на пресс-конференции актер. — Понимаете, я влюбился в эту религию, это не совсем то, что нам о ней рассказывают». 
Сегодня народный артист России Евгений Миронов — художественный руководитель Театра Наций в Москве и один из самых востребованных российских актеров. «Странно, что в моей жизни до сих пор не было Казани, — признался  он. — Казань — это другая планета, и я бы очень хотел сюда вернуться со своими спектаклями. В России это единственное место, где Европа и Азия слились воедино».

На звездную дорожку приглашаются… 
III МФМК «Золотой Минбар», проходивший в Казани с 6 по 13 сентября этого года, оставил его участников и зрителей, до отказа заполнявших фестивальные кинозалы, в твердом убеждении, что мусульманское кино сегодня снимают и смотрят во всем мире. Девиз нынешнего фестиваля «К диалогу культур через культуру диалога» был услышан на пяти континентах и стал позывными для кинематографистов более сорока стран, в том числе 14 европейских, а также Ирана, Японии, Бахрейна, Кувейта, Индии, Египта, ОАЭ, Катара и других. Под прицелом фото- и кинокамер и восторженные рукоплескания зрителей представители стран-участниц, по традиции, прошли по красной ковровой дорожке, направляясь в «Пирамиду», где проходила церемония открытия кинофестиваля. И среди них — президент Татарстана Минтимер Шаймиев. В ответ на выкрики из толпы «кто идет?» глава республики пошутил, что по дорожке поднимается главный режиссер фильма «Татарстан как он есть». 
А несколькими днями ранее президент уже официально предложил устроителям фестиваля именовать МФМК Казанским («По аналогии с Каннским», — сказал он, обратив внимание на созвучность этих слов). Хотя, напомним, изначально планировалось, что фестиваль будет «кочующим» из одной мусульманской страны в другую, но, как показывает опыт, такие киносмотры долго не живут, во всяком случае, в качестве авторитетной творческой трибуны.
«Я рад, что «Золотой Минбар» получил прописку на нашей древней земле,  — сказал Минтимер Шаймиев на церемонии открытия III МФМК. — Мы часто жалуемся, что живем в безумном мире. По одной простой причине. Несмотря на то, что технический прогресс сегодня позволяет поговорить с любым человеком из любой точки земного шара, в мире не становится больше взаимопонимания, согласия между представителями разных национальностей и конфессий. Нам нужно находить пути не просто мирного, а доброго сосуществования, с любовью и уважением относиться друг к другу».
Президент назвал фестиваль мусульманского кино пока небольшим, но верным шагом к этому и пожелал «Золотому Минбару», чтобы он своими гуманными целями овладевал умами все большего количества людей. Глава республики также отметил, что казанский кинофорум приобретает красивое женское лицо, имея в виду, прежде всего, почетную гостью нынешнего фестиваля — звезду французского и мирового кино Катрин Денев.  
Ее появление на «Золотом Минбаре» стало едва ли не главной сенсацией. Хотя реакция на это была разной. Кто-то даже не пытался скрыть свое раздражение «шумихой» вокруг приезда кинозвезды, родословное древо которой питают не только французские, но и русские корни, однако среди ее предков до седьмого колена нет ни одного мусульманина (не в пример другому звездному французу — футболисту Зинетдину Зидану, который, кстати сказать, тоже обещался приехать на фестиваль, но в последний момент его планы изменились). Тем не менее госпожа Денев, которая и вправду по-прежнему восхитительна, на наш взгляд, отлично справилась с предназначенной ей ролью — привнести в атмосферу «восточных Канн» толику настоящего французского шарма. Наконец, не будем забывать и о том, что почетные гости такого уровня любому фесту придают не только дополнительный блеск, но и вес в кинематографическом мире. «Я счастлива, — сказала Катрин Денев, — что нахожусь здесь и вижу то, как кино, предназначенное, по сути, развлекать, объединяет людей разных культур, становится вестником мира и взаимопонимания. Я считаю, что сегодня это одна из главных ролей кинематографа».
Не менее почетный гость — известный кинорежиссер Станислав Говорухин в свою очередь признался, что, будучи студентом Казанского государственного университета, он и представить себе не мог, что город его юности станет столицей международного кинофестиваля.
Приглашение посетить татарстанскую столицу приняли также актрисы Айдан Шенер (Турция), Маргарита Терехова, Ия Нинидзе, Ольга Будина, актеры Аристарх Ливанов, Сергей Никоненко, Юрий Назаров, актриса и режиссер Наталья Бондарчук, режиссер Вадим Абдрашитов (в прошлом году он  возглавлял жюри II МФМК), культуролог и киновед Кирилл Разлогов. Почетными гостями фестиваля стали поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов, министр культуры Азербайджана Полад Бюль-Бюль Оглы и другие.
Теперь о жюри. По обыкновению его формирование началось загодя, но до последнего сохранялась главная интрига: кто же будет председателем жюри? И лишь за несколько часов до церемонии открытия фестиваля в этом качестве был представлен болгарин Радослав Спассов — режиссер, кинооператор, сценарист. В состав жюри III  МФМК также вошли известный кинодраматург, профессор ВГИКа Одельша Агишев, известная арабская актриса Сафия аль-Амри (Египет), эстонский режиссер, кинооператор, продюсер Арво Ихо и руководитель программы «Мусульмане» телеканала «Россия» Василий Антипов. 
Бюджет «Золотого Минбара-2007» составил 25 миллионов рублей, что, заметим, втрое больше, чем в 2005 году.

«Золотой Минбар»: проповедь мира и добра
Из более двухсот картин, представленных отборочной комиссии (в этом году ее работу возглавлял известный киновед Сергей Лаврентьев), в конкурсную программу было отобрано 49 фильмов (16 — полнометражных, 15 — короткометражных, 12 — документальных и 6 телерепортажей), во внеконкурсную программу  — 26 картин, в том числе такие знаковые фильмы, как «Божественное вмешательство» режиссера Элия Сулеймана (Франция-Палестина) и «Остров» Павла Лунгина (Россия). Последний, по мнению устроителей фестиваля, хотя и обращен к христианскому сознанию, ни в чем не противоречит исламу. Путь к Всевышнему через искупление — эта тема близка каждому глубоко верующему мусульманину. К тому же фильм высокопрофессионально сделан и пронизан болью сопереживания. Это своеобразный камертон для будущего мусульманского «Острова», который, хочется думать, рано или поздно появится в поле зрения жюри «Золотого Минбара».
«Критерии отбора фильмов были достаточно жесткими, — сказал  член отборочной комиссии, эксперт кинофестиваля Мирза Алиев. — Понимая, что мусульманский кинематограф при всем величии истории мусульманского мира достаточно молод, мы не ставили высоких планок американского или российского кино, а старались смотреть на нравственную составляющую, которая отражена в девизе фестиваля. Мы старались максимально расширить географию участников, в том числе за счет тех картин, которые стали первыми в истории представлявших их мусульманских стран».  
Ежедневно в казанских кинотеатрах «Гранд Синема» и «Мир» в рамках конкурсной и внеконкурсной программ демонстрировалось от 15 до 19 фильмов. Как признался на заключительной пресс-конференции Радослав Спассов: «Мы каждый день заканчивали просмотр картин и их обсуждение не раньше часа ночи». А председатель оргкомитета фестиваля — заместитель премьер-министра — министр культуры Татарстана Зиля Валеева, подводя итоги шести фестивальных дней, отметила, что члены жюри работали как «стахановская бригада».
Если на «Золотом Минбаре-2006» можно было заранее предположить, что главный приз фестиваля достанется иранской киноленте «Слеза холода» режиссера Азизалы Хамиднезаде, которая, по мнению жюри, стояла вне конкуренции, то нынче достойных фильмов оказалось на порядок больше и выбрать победителей было непросто.
Программу игрового кино открыли фильмы татарстанских кинематографистов — полнометражный «Дилемма», короткометражные «121» и «Бабай». Режиссер «Дилеммы» Рамиль Тухватуллин — не новичок на «Золотом Минбаре», правда, в прошлом году его фильм «Зулейха» по мотивам повести Гаяза Исхаки был участником внеконкурсной программы. Героиня нового фильма — современная казанская девушка, но и здесь режиссер продолжает исследовать тему исторической памяти, духовной связи прошлого и настоящего татарского народа.
Смещены все временные рамки и в фильме Салавата Юзеева «121». Из наших дней его действие переносится то в начало прошлого века, то в пушкинскую эпоху... Немного сюрреализма — и строго документальный, основанный на письмах и дневниках Габдуллы Тукая рассказ о жизни великого татарского поэта приобретает особую, чисто кинематографическую интригу и увлекательность. Что же касается необычного названия фильма, то, по словам его создателей, это попытка заинтриговать зрителей, «подогреть» их интерес к тому, что вроде бы давно уже всем известно. Благо, съемки фильма пришлись именно на то время, когда исполнилась 121-я годовщина со дня рождения поэта.
Десятиминутная короткометражка «Бабай» (не путать с одноименной документальной лентой Николая Сванидзе о президенте Татарстана) — это режиссерский дебют Альберта Шакирова, на который его вдохновили киносценарий Мансура Гилязова и актерская энергетика непревзойденного «трагикомика» камаловской сцены Равиля Шарафеева, исполнившего в этом фильме роли братьев-близнецов.
Приятно отметить, что все три конкурсные работы татарстанских кинематографистов удостоились специальных призов фестиваля:  «121» — «За новое прочтение образа Тукая», «Бабай» — «За отражение культуры и традиций народов тюркского мира». И наконец, самый большой успех выпал на долю фильма «Дилемма», которому достался приз зрительских симпатий. В момент вручения награды муфтий Гусман-хазрат (именно из его рук Рамиль Тухватуллин получил статуэтку «Золотого Минбара») постоянно поглядывал на часы: оказалось, церемония совпала по времени с наступлением священного месяца Рамазан, с чем священнослужитель и поздравил всех присутствующих в зале мусульман.
В номинации «Лучший неигровой фильм» приз получила документальная лента «Теряя Ахмада» (Кувейт). Это подлинная история Ахмада Шарифа, семилетнего жителя Багдада, который в результате взрыва американской бомбы лишился зрения и правой руки. Четверо американцев, воспылав желанием вернуть ребенку зрение, отправляются с ним в Нью-Йорк. Но по дороге в Америку все перевернулось и гуманитарная миссия превратилась в грязный бизнес. 
Лидером среди короткометражных игровых лент стал фильм  «Две жены» (Башкортостан). Так высоко жюри оценило режиссерский дебют дипломницы ВГИКа Флюзы Фархшатовой. В основу сюжета фильма, достойного бразильских сериалов, она положила подлинную историю своих дедушки и бабушки.
…1951 год, жизнь маленькой башкирской деревушки. Мужа героини после 10 лет сталинских лагерей высылают в Казахстан на поселение. Он просит жену приехать к нему, однако женщина, оставшись с четырьмя детьми на руках, понимает, что не в состоянии собрать нужную для переезда всей семьи сумму. Тогда она решает  усыновить ребенка своей подруги, а саму подругу отправить к мужу в качестве второй жены. С точки зрения обычной логики — это шаг отчаяния, но с точки зрения мусульманки — это единственная возможность помочь супругу. И вот когда между женщинами все решено, и одна готовится стать женой, а вторая — потерять мужа навсегда, приходит письмо от некой Валентины, вдовы политзаключенного, в котором она пишет, что приютила несчастного репрессированного, и теперь они живут все вместе — она, четверо ее детей и муж главной героини.
Двумя наградами отмечены создатели психологической драмы «Грбавица» (Босния) — режиссер Ясмина Жбанич («Лучшая режиссура игрового кино») и актриса Мирана Каранович — приз за лучшую женскую роль.
По словам Ясмины Жбанич, во время войны в Боснии в девяностые годы прошлого века жертвами насилия стали 20 тысяч боснийских женщин, и «Грбавица» — это фильм-напоминание, фильм — посвящение…
Грбавицей называется район в Сараево, где живет героиня фильма — мать-одиночка Эсма (слово grbavica также означает «женщина с горбом»). Эсма хочет исполнить желание своей 12-летней дочки Сары отправиться со школой на экскурсию. Справка, подтверждающая, что ее отец пострадал на войне, позволит получить скидку, но Эсма никому не хочет говорить правду об отце Сары, полагая, что так ей будет легче защитить и себя, и дочь. Она скорее постарается найти способ полностью оплатить путешествие. Но  в конце концов героине все же приходится признаться своей дочери в том, что ее отец не герой войны, а сторож в концлагере, где Эсму держали в плену. Фильм разворачивается, когда героиня Мираны Каранович рассказывает перед камерой, как ее насиловали и как она родила Сару.
В номинации «Лучшая мужская роль» статуэтка «Золотого Минбара» досталась американскому киноактеру Питеру Краузе за главную роль в фильме «Гражданский долг» (США — Канада).
После трагедии 11 сентября скромный американский бухгалтер Терри Аллен (Питер Краузе) лишился работы. Теперь он целыми днями сидит дома, пишет резюме и смотрит по телевизору программы о борьбе с терроризмом. Мир Терри перевернулся, когда в соседнюю квартиру въехал студент-араб по имени Гейб Хассан. Разгоряченный «топливом», которое средства массовой информации подливали в его мозги, скромный бухгалтер теперь целыми днями следит за своим соседом. Проверяет его почту, безнадежно стучит в ФБР и медленно сходит с ума. От Терри уходит жена, кредиторы собираются забрать за долги его дом, но сосед-араб по-прежнему не выходит у него из головы. 
О жизни арабских эмигрантов в Америке после 11 сентября  повествует и картина «Поездка в Зигзигленд» (США - Палестина),  удостоенная на «Золотом Минбаре» награды Гильдии киноведов и кинокритиков России («за изящество и юмор в решении тяжелой темы выживания в чужой стране»). Режиссеру Николь Балливьян и исполнителю главной роли Башару Даасу вручили статуэтку слона, «критического животного, которое вытаптывает все недостойное и удобряет здравые всходы».
«Поездка в Зигзигленд» — фильм веселый и драматичный одновременно. Это хроника одного дня из жизни палестинца, который для того, чтобы свести концы с концами, работает водителем такси в Лос-Анджелесе. Чтобы не возникало проблем с пассажирами, на вопрос о происхождении он отвечает, что приехал из страны Зигзигленд. Молодой араб мечтает о карьере актера, но на кинопробах ему предлагают только роли подонков-террористов. Помыкавшись, парень вынужден вернуться в Палестину.
Специальными призами и наградами фестиваля были также отмечены фильмы «Абрахам — друг Бога» (Иран, «За вклад в дело исламского просвещения»), «Древо мира» (Индия - Канада, специальный приз президента Республики Татарстан «За гуманизм в киноискусстве»), «Полигон» (Катар, «Лучший телевизионный фильм»), «Нить» (Индия, «Лучший сценарий игрового кино»), «Цвет маслин» (Мексика, «Лучшая режиссерская работа в неигровом кино»).
Когда председатель жюри Радослав Спассов поднялся на сцену для того, чтобы объявить победителя в главной номинации фестиваля — «Лучший игровой фильм», первым делом он попросил прощения у тех, чьи фильмы не получили наград, но, безусловно, внесли свою лепту в развитие мусульманского кино.
Итак, по единодушному мнению членов жюри, высшей награды «Золотого Минбара–2007» удостоен фильм «Баба Азиз», в создании которого приняли участие кинематографисты Швейцарии, Германии, Туниса, Франции, Венгрии, Ирана и Великобритании.
Это поэтическое киноповествование, в центре которого судьба двух затерянных в пустыне людей — маленькой девочки Иштар и ее деда, слепого дервиша Баба Азиза. Их цель — великое воссоединение дервишей, которое происходит каждые тридцать лет. Но никто не знает, где это произойдет, каждый должен услышать ответ в своем сердце. Пока герои по обжигающим пескам пересекают безграничное пространство пустыни, они встречаются с разными людьми. Тут и Принц, который отказался от своего королевства, чтобы стать дервишем, и Заид, чьи песни воспевают красавицу, которую он потерял, и другие персонажи древней легенды, которую Баба Азиз рассказывает Иштар, пока они преодолевают тяжелый путь. Пустыня — друг дервиша, однако она так и не открывает старику секрета: где место сбора. Баба Азиз в последний раз целует внучку, благословляя Иштар и Заида на дальнейший путь. А для старого дервиша настало время слиться с песками, став частью преданий и легенд, которые витают над пустыней. Особую пронзительность и лиризм киноповествованию придает музыка Арманда Амара. Кроме того, фильм «Баба Азиз» получил приз за лучшую операторскую работу.
«На этом фестивале важны не только награды, — сказала на заключительной церемонии Зиля Валеева. — Важно то, что мы здесь обрели новых друзей. Важно, что казанский «Золотой Минбар» объединил все самое лучшее и доброе всех конфессий и народов».
А последний день фестиваля запомнился также спортивными страстями — на стадионе «Трудовые резервы» состоялся футбольный матч между командами «Сериал», в состав которой входят  популярные  российские  актеры, и «Золотой Минбар» (капитан — генеральный директор МФМК Зауди Мамиргов). Ставшее уже традиционным развлечение гостей и участников кинофорума завершилось дружеской ничьей.

Ольга КРУЧИНА

 

 

forbestmanager.ru

Дополнительная информация

Желаю успешной работы коллективу журнала "РуководительXXI"

Рамиль хазрат Юнусов (Кул-Шариф)

 

Руководитель XXI © 2005-2007

разработка: интернет-агентство