Москва
Санкт-Петербург
Казань
Набережные Челны
Альметьевск
Нижнекамск
  Самара
Нижний Новгород
Ульяновск
Уфа
Йошкар-Ола
Чебоксары
об ассоциации
о фонде
о конкурсе "Руководитель года"
свежий номер
АРХИВ
архив конкурса
реклама в журнале
контакты
 

Бог в помощь редакции журнала. Надеюсь, что это издание будет стимулировать руководителей организаций быть впереди и приносить весомый вклад в развитие нашей республики.

Архиепископ Анастасий

_Политические зигзаги     _Двигатель прогресса     _Главный вопрос     _Роль работодателя     _В интересах государства     _Деловой форум     _Праздник нефти     _Знак качества     _Безопасность на дорогах     _Добрые дела     _Социальный ракурс     _Высокие технологии     _Полвека спустя_Личность и время     _Крылья Татарстана     _Разведчики недр     _Родители самолетов      _Уникальный объект     _Лучший экспортер     _Финансовый вопрос     _Создатели кораблей     _Consulting.ru     _Автоперевозчик     _Лидер стройиндустрии     _Хорошая новость     _В рамках фестиваля     _Разговор по существу     _Спортивный прорыв     _Откровения     _Поймать мгновение     _Комфорт души и тела     _Температурные аномалии     _Минута отдыха     

_Полвека спустя

50 ЛЕТ – В АВАНГАРДЕ

Так охарактеризовал работу ЗАО «НИИтурбокомпрессор» им. В.Б. Шнеппа президент РТ Минтимер Шаймиев, побывав в институте в день празднования его юбилея.

Мы беседуем с заместителем генерального директора НИИ Григорием Баткисом, которого его коллеги называют «мозгом института».
- Григорий Семенович, поздравляя коллектив «НИИтурбокомпрессор», глава республики отозвался о нем еще и как о законодателе разработок по каждому направлению отрасли. Лестная оценка! Легко ли быть в авангарде?
- Сегодня в стране остался один солидный завод в сфере компрессоростроения — это казанский. Остальные не выдержали конкуренции с Западом. Мы выстояли только благодаря тандему с НИИ. Если нет инноваций, своего конструкторского бюро, ты сейчас никому не нужен. Мы вовремя поняли, что можем выиграть только за счет своего интеллекта, за счет создания машин уникальных, высокотехнологичных. И переориентировали институт именно на такие разработки. Специалисты НИИ видят, куда идет мир, отслеживают перспективные запросы нефтяников, нефтехимиков, газовиков, металлургов, взаимодействуют с проектными организациями. Мы ищем и находим заказы, которые, как правило, проходят через жесткий тендер.
- Российские заказчики поворачиваются лицом к отечественному производителю?
- Да, в особенности «Газпром», который с точки зрения безопасности страны и своей собственной предпочитает иметь дело с российскими поставщиками. К тому же наша продукция дешевле. Мы сотрудничаем уже много лет. Недавно, завершив длительные переговоры с ОАО «СИБУР холдинг», подписали новый, очень выгодный договор более чем на два миллиарда рублей, который обеспечит завод и НИИ загрузкой на два года вперед. Мы должны поставить центробежные установки для переработки попутного нефтяного газа. «Газпром» получит в итоге товарный газ — метан, а «СИБУР холдинг» — оставит себе тяжелые фракции: пропан, этан, бутан и другие, то есть сырье, необходимое для производства шин и иной продукции. Раньше попутный газ просто сжигали, что приносило огромные убытки производству, негативно влияло на экологию.
- Вы сказали, что серийная техника ныне не востребована. Но ведь чем уникальнее машина, тем она дороже…
- Конечно. Мы на заводе серийно выпускаем воздушные центробежные и винтовые компрессоры. Условно говоря, цена каждого — единица. Аналогичная машина на базе тех же элементов, изготовленная для конкретных технологических нужд конкретного производства стоит в разы дороже. Но покупают именно эту. Потому что она сделана под определенные требования и условия, а у всех они разные. И такие машины мы научились делать быстро и качественно.
Такие унифицированные ряды придумал Владимир Борисович Шнепп, гениальный конструктор, имя которого сегодня носит наш НИИ. В шестидесятые-семидесятые годы промышленность развивалась бурно, требовалось огромное число компрессоров, и индивидуальный подход к разработке и производству каждой машины был невозможен. Если бы институт тратил год на разработку, а завод потом лет пять осваивал новую технику, то кому бы она была нужна? С помощью унифицированных рядов мы решили проблему сроков, создавая на их базе все новые и новые машины. Время проектирования удалось сократить до 4-5 месяцев, освоения — до полутора лет. Это обеспечило колоссальный рывок вперед! Унифицированными рядами мы пользуемся и сейчас, постоянно модернизируя их.
- В номере заводской многотиражки, посвященной юбилею НИИ, я прочла вдохновенные строки в поздравлении от завода: «Девиз ваш неизменно прост: разнообразие решений и новой техники прирост!» Как рождается это «разнообразие решений», то есть конструкторские идеи, ведь, говоря популярно, «велосипед» давно изобретен?
- Совершенству нет предела. Постоянно появляются новые технологии в различных отраслях промышленности, так что поле для мысли неограниченное. Кто мог предвидеть, что нефть станут добывать с моря? А сейчас мы разрабатываем и выпускаем технику для морских платформ в Северном море. Кто мог знать заранее, что такими стремительными темпами станет развиваться нефтехимия? Такой глубокой переработки, как сегодня, еще и в помине не было. Компрессоры — сердце любой технологической линии. Нефтяникам, газовикам, химикам, пищевикам, металлургам — всем нужны наши машины.
Тот же природный газ… Он всегда низкого давления. Для сжатия с целью последующей переработки требуются компрессоры. Процесс создания новой техники бесконечен. Первые газоперекачивающие агрегаты (ГПА) мы начали проектировать еще в 1971 году. Потом, после доводки, передали их на производство в город Сумы, где специально выстроили для этого огромный завод на 22 тысячи рабочих мест. Но когда Украина оказалась за рубежом, а «Газпрому» понадобился отечественный поставщик, опять обратились в наш НИИ. В 1994 году мы создали новый ГПА. Если прежний был мощностью 6,3 мегаватта, то этот — 16 мегаватт, с качественно новыми потребительскими свойствами. Экономятся сотни миллионов кубометров газа, который затем можно превратить в товар и продавать. Мы первыми в СССР разработали центробежные компрессоры для сжатия кислорода. Сегодня в металлургии ни один килограмм металла без них не производится.
- Ваши заказчики приобретают уже готовую продукцию или вносят свой личный вклад в научный поиск?
- В шестидесятые годы мы разработали широкую гамму машин для сжатия хлора. Это очень опасный газ! Хлорных производств и в России, и за рубежом много, все они между собой взаимодействуют, а техника в этой отрасли изнашивается и стареет быстрее, чем где бы то ни было. Если раньше оборудование поставлялось централизованно, то сейчас каждый сам о себе должен позаботиться. И тот, кто позаботиться первым, окажется в выигрыше. Недавно мы для чебоксарского «Химпрома» разработали и изготовили в производственном комплексе НИИ два принципиально новых центробежных многовальных компрессора для сжатия хлора. У меня уже побывал главный инженер из «Саянскхимпласта», где производят ту же продукцию, что и в Чебоксарах. Если отзывы из Чувашии будут хорошими, то и в Саянске приступят к модернизации своего производства.
- То есть вы передадите эти машины для серийного выпуска на Казанский компрессорный завод?
- Да. И с каждой выпущенной машины завод будет отчислять НИИ на развитие от трех до пяти процентов стоимости. Эти средства пойдут на разработку новых компрессоров для серийного освоения заводом. Доля инновационной продукции на нашем заводе ежегодно растет и сейчас составляет в объеме выпуска более 60 процентов. Институт получает очень солидные суммы. Мы — две самостоятельные фирмы, со своими счетами. И считаем все доходы и расходы до копейки. В цене каждой новой машины заложен определенный процент для оплаты «мозгов». Мы специально не разработали это в рублях, чтобы у конструкторов был интерес к поиску наиболее оптимальных технических решений. Если НИИ хочет получить больше, — пусть продумает, как сделать, чтобы материал, комплектующие, автоматика обошлись дешевле, чтобы не закладывалось в проект все покупное, дорогостоящее. Ведь если мы сэкономим, то сэкономим вместе с заводом, тогда и он, и институт увеличат свою добавленную стоимость. Все это, конечно, не в ущерб качеству, которым мы очень дорожим.
- У завода и НИИ единое руководство, одна сфера деятельности. Не логичнее ли объединиться?
- С нашей точки зрения это делать не стоит, так как институт потеряет свою самостоятельность и интерес к поиску новых заказчиков, а для завода — это увеличение накладных расходов, следовательно, и цены изделий. Завод загружает институт примерно наполовину. В НИИ тоже есть свое производство, одной «бумагой» людей не накормишь. А в институте трудятся около пятисот человек, среди них доктора и кандидаты наук. Такого мощного отраслевого КБ в России больше нет. Одновременно с юбилеем мы провели 14-ю международную конференцию, на которую прибыли коллеги из многих городов России и других стран. Все они говорили о том, что авторитет «НИИтурбокомпрессор» неоспорим. Наше счастье также и в том, что нет ни одной отрасли промышленности, где не была бы востребована продукция завода.
- Итак, в области создания и выпуска новой компрессорной техники вы остались единственными законодателями «моды» в стране. Не попахивает ли это монополизмом?
- Нет. Тот же «Газпром» понимает опасность такого развития событий. Поэтому он искусственно создает нам конкурентов. Мы первыми спроектировали для «Газпрома» ГПА, но компания способствовала их освоению и на других заводах России: в Перми — в ОАО «Искра», в Санкт-Петербурге — на Кировском заводе. Здесь появились собственные КБ. Другой вопрос — мало для этого собрать десяток толковых инженеров. В нашей области знания, опыт нарабатываются годами, десятилетиями. К тому же рынок сейчас открыт, заказчик может найти изготовителя в любой стране мира.
- Похоже, и предстоящее вхождение России в ВТО казанских компрессоростроителей не очень-то пугает?
- Мы приспособлены под наши ГОСТы, оборудование, условия. На Западе свои требования, стандарты, металлы. Хотя, если будет поставлена такая задача, мы готовы спроектировать и изготовить машины для любой страны. Ведь заказчику неважно, кто проектировал и изготавливал начинку компьютера или холодильника. Важно, чтобы этот товар отвечал его, заказчика, требованиям.

Татьяна СИДОРОВА

 


Григорий Баткис // первый заместитель генерального директора по производству, маркетингу и внешнеэкономическим связям ОАО «Казанькомпрессормаш», заместитель генерального директора ЗАО «НИИтурбокомпрессор» по производству

Родился в 1945 году в поселке Томашполь Винницкой области Украины. В 1969 году окончил Казанский химико-технологический институт им. С.Кирова по специальности «холодильные и компрессорные машины и установки».
Заслуженный  машиностроитель России, почетный машиностроитель Минпромэнерго РФ, доктор технических наук, профессор. Награжден почетной грамотой Республики Татарстан. Лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники.

Дополнительная информация

Желаю успешной работы коллективу журнала "РуководительXXI"

Рамиль хазрат Юнусов (Кул-Шариф)

 

Руководитель XXI © 2005-2007

разработка: интернет-агентство