Москва
Санкт-Петербург
Казань
Набережные Челны
Альметьевск
Нижнекамск
  Самара
Нижний Новгород
Ульяновск
Уфа
Йошкар-Ола
Чебоксары
об ассоциации
о фонде
о конкурсе "Руководитель года"
свежий номер
АРХИВ
архив конкурса
реклама в журнале
контакты
 

Бог в помощь редакции журнала. Надеюсь, что это издание будет стимулировать руководителей организаций быть впереди и приносить весомый вклад в развитие нашей республики.

Архиепископ Анастасий

_Политические зигзаги     _Двигатель прогресса     _Главный вопрос     _Роль работодателя     _В интересах государства     _Деловой форум     _Праздник нефти     _Знак качества     _Безопасность на дорогах     _Добрые дела     _Социальный ракурс     _Высокие технологии     _Полвека спустя     _Личность и время     _Крылья Татарстана     _Разведчики недр     _Родители самолетов      _Уникальный объект     _Лучший экспортер     _Финансовый вопрос     _Создатели кораблей_Consulting.ru     _Автоперевозчик     _Лидер стройиндустрии     _Хорошая новость     _В рамках фестиваля     _Разговор по существу     _Спортивный прорыв     _Откровения     _Поймать мгновение     _Комфорт души и тела     _Температурные аномалии     _Минута отдыха     

_Создатели кораблей

СЛЕДУЯ ВЕРНЫМ КУРСОМ

За свою более чем полувековую историю ФГУП «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» приобрело широкую известность и внесло значительный вклад в развитие отечественного судостроения. В его стенах рождались проекты современных кораблей, которые
и сегодня составляют гордость Российского флота.

По проектам ЗПКБ построено около 800 кораблей и судов, из которых более 150 поставлены на экспорт. Сегодня сотни созданных бюро кораблей и катеров — сторожевых, противолодочных и пограничных — бороздят водные просторы, охраняя рубежи России и других государств.
Бюро сохранило свои славные традиции и, начиная с 2000 года, стало единственным в своей отрасли предприятием, по проектам которого ежегодно сдаются современные корабли, катера и суда. Среди них малый артиллерийский корабль «Буян» класса «река-море», оснащенный новейшей техникой и вооружением. Ракетный корабль «Татарстан» — флагман Каспийской флотилии с 2002 года. Корабль «Неустрашимый» с высокими маневренными и мореходными качествами, который неоднократно достойно представлял ВМФ России во время морских учений НАТО. Продолжает этот список судно контроля физических полей — своего рода многофункциональная плавучая лаборатория для измерения параметров акустического, электромагнитного, электрического полей кораблей и подводных лодок. Эта техника успешно служит Военно-морскому флоту России и получает положительные оценки зарубежных экспертов. На базе этих проектов разработаны экспортные модификации.
В июле этого года началось строительство двух кораблей типа «Гепард-3.9» для Вьетнама, прототипом которых стал «Татарстан». В эту когорту входят катера, несущие службу в составе морских сил погранвойск на Амуре, Каспии, Ладоге.
Однако весь спектр работы ЗПКБ не ограничивается военным кораблестроением. Конструкторский потенциал бюро нашел свое воплощение в создании разнообразных проектов судов гражданского флота. Это направление заняло очень важное место в деятельности ЗПКБ, и на него бюро возлагает особые надежды…
Несмотря на кризис, поразивший многие отрасли нашей промышленности в середине девяностых годов, когда многие конструкторские бюро свернули работу над своими новыми проектами, сотрудники ЗПКБ создали большой задел по созданию судов различного назначения. Современные яхты, катера, суда для аварийно-спасательных работ, для транспортировки рыбной продукции, а также пассажирские суда — вот далеко не полный перечень проектов из актива бюро. Следует отметить не только новизну разработок, но и их уникальность: некоторые суда по заложенным в них решениям не имеют аналогов в мире.
В конце семидесятых — начале восьмидесятых годов по проекту бюро на Зеленодольском заводе имени Горького были построены четыре транспортных рефрижератора проекта «Татарстан» дедвейтом 4200 тонн. Эти суда служат до сих пор и получили высокую оценку эксплуатационников. Этот удачный опыт породил и другие проекты грузовых судов: танкера «Итиль», танкеров грузоподъемностью 9000 и 13000 тонн, битумовозов грузоподъемностью 3000 тонн. Ожидается, что и у этих проектов большое будущее, так как транспортировка грузов по воде наиболее выгодна в финансовом отношении.
В настоящее время, когда на государственном уровне со всей остротой встал вопрос об обновлении гражданского флота и необходимости развития судостроения в России, новые суда по проектам ЗПКБ вполне могли бы решить ряд как федеральных, так и региональных проблем. Так, перспективные «Максат», «Волжанка» и «Стриж» помогли бы речникам справиться с пассажиропотоком на пригородных водных путях. Для транспортировки по морю созданы «Вега», «Изумруд», «Россиянка», а также прорабатывается новое скоростное пассажирское судно «Акваплан» на 140-450 мест.
Маркетинговая политика бюро направлена преимущественно на продвижение именно пассажирских судов. Бюро готово также к предложениям частных и корпоративных заказчиков по переоборудованию техники.
Параллельно с проектированием судов бюро занимается и судовым машиностроением. Собственное экспериментальное производство позволяет производить мелкими сериями экономичную и надежную машиностроительную продукцию, в том числе и для других отраслей промышленности...
Успешная работа ЗПКБ во многом обусловлена деятельностью его руководителя. В 1961 году Леонид Шарапов молодым специалистом влился в трудовой коллектив бюро, начав свою рабочую биографию рядовым конструктором в отделе главных и вспомогательных механических установок. Благодаря полученным им глубоким теоретическим знаниям, а также трудолюбию, настойчивости он быстро вырос в высококвалифицированного специалиста, который выполнял наиболее сложные и ответственные работы по тематике отдела.
Но основной вклад в деятельность бюро Леонид Шарапов внес, будучи главным инженером — заместителем начальника главного конструктора бюро. Благодаря настойчивости и энергичности главного инженера Шарапова, его глубокому пониманию современных процессов проектирования поэтапно осуществлялось техническое перевооружение бюро, активно внедрялись современные системы и методы проектирования. Даже в сложный перестроечный период, когда резко сократилось финансирование работ по судостроительной тематике, руководство ЗПКБ успешно занималось поиском нетрадиционных для бюро заказов, которые позволили бюро выжить и сохранить свое лицо. Тогда новой темой для ЗПКБ стали проекты для нефтегазовой промышленности (газоперекачивающего агрегата ГПА-16, газотурбинной установки ГПУ-4П, мобильной компрессорной станции для откачки газа из отключенного участка газопровода и так далее).
Триумфом для ЗПКБ в прошлом году стала сдача в короткие сроки Военно-морскому флоту страны головного корабля проекта — первенца ВМФ XXI века. Этот успех, принадлежащий всему коллективу, по праву может разделить со своими подчиненными Леонид Шарапов, лично участвовавший в создании проекта суперсовременного корабля…
ФГУП «Зеленодольское ПКБ» уверенно прокладывает себе путь в мировое кораблестроение, успешно минуя подводные рифы рыночной экономики, продвигаясь вперед курсом, взятым на успех и дальнейшее плодотворное развитие. На ближайшие годы обеспечена работа по проектированию и достройке на четырех заводах России серийных новейших кораблей «Гепард-3.9», оснащенных современным вооружением.
В работе над проектами бюро использует новейшие технологии, позволяющие выдерживать конкуренцию. ЗПКБ успешно применяет автоматизированную систему проектирования на  базе систем высокого уровня — Unigraphics, Тribon, систем среднего и легкого уровня — Solid Edge, AutoCAD, Ритм-судно и других. Тем самым обеспечивая конкурентоспособность своей продукции.
Бюро имеет статус научной организации и получило сертификат на соответствие системы менеджмента качества своей продукции требованиям ГОСТ РВ 15.002-2003 и ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Это означает, что изделия и услуги, предоставляемые ЗПКБ, соответствуют мировым стандартам, а само бюро является предприятием мирового уровня.
В настоящее время ЗПКБ нацелено на включение его в мировую систему проектных услуг, реализацию новых идей для отечественного судостроения (судов-тримаранов и с аэродинамической разгрузкой). Стратегия бюро направлена на удовлетворение потребностей российского рынка кораблестроения и судостроения, активную работу с иностранными партнерами.

Артем СУББОТКИН

Леонид ШАРАПОВ // исполняющий обязанности генерального директора — главного конструктора ФГУП «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро».

Родился 1 июля 1937 года в селе Билово-Плоскошского района Калининской области. В 1961 году окончил Гданьский политехнический институт (Польша), куда был командирован в числе группы студентов Ленинградского кораблестроительного института для прохождения технологической практики, выполнения и защиты дипломного проекта по специальности «судовые силовые установки».
С ноября 1961 года работает в Зеленодольском ПКБ. За 45 с лишним лет прошел путь от рядового конструктора до и.о. генерального директора — главного конструктора.
За большой личный вклад в создание новой техники и развитие отечественного судостроения Леониду Шарапову присвоено почетное звание «Заслуженный машиностроитель РТ». В 1999 году награжден орденом Почета. В разные годы Леонид Егорович награждался медалями «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту», «В память 1000-летия Казани», многочисленными грамотами. В текущем году удостоился благодарственных писем президента РТ и руководителя Федерального агентства по промышленности РФ, знака «Почетный судостроитель» Минпромэнерго РФ, почетных грамот Министерства экономики РТ и главы Зеленодольского муниципального района.

Дополнительная информация

Желаю успешной работы коллективу журнала "РуководительXXI"

Рамиль хазрат Юнусов (Кул-Шариф)

 

Руководитель XXI © 2005-2007

разработка: интернет-агентство